Религия джайнизм

Экзотическая Индия привлекает своей уникальной культурой, зародившейся на заре цивилизации. Еще в 3-2 тысячелетии до н.э. на полуострове Индостан появилось одно из первых государств на Земле. Тропический климат и плодородная почва являлись благотворными факторами для развития хозяйственной деятельности, а высокий уровень материальной культуры определяла развитие духовных потребностей

Индия подарила человечеству массу открытий: хлопчатобумажные ткани и сахар, табак и перец, первые математические знания и наука о ведении войны – стратегия и тактика. Именно в Индии зародилась и первая мировая религия – буддизм, которая давала человеку возможность самосовершенствоваться, чтобы достичь Гармонии со Вселенной.

О буддизме и брахманизме знают многие, но о джайнизме, одном из ответвлений этих философских учений, известно только очень немногочисленным последователям индийских национальных религий.

Некоторые исследователи в наши дни считают, что не брахманизм породил джайнизм, а джайнизм как раз и был первым ручейком, породившим первую мировую религию. Это, конечно, спорный вопрос, но общеизвестно, что основоположником этого учения был кшатрий Джина Махаира. Само название этой религии произошло от его имени и прозвища — Джина – Победитель или Великий Герой, достоверно известно что он жил во времена царевича Гаутамы, позже названного Буддой (Просветлённым).

В молодости Джина имел семью и детей, но после смерти родителей, которая произвела на него неизгладимое впечатление, он ушел из семьи и из общества, стал проповедовать аскезу как отказ от всех земных удовольствий и привязанностей.

Основа национальной индийской религии

Известно, что по индийскому вероучению весь мир состоит из каст. То есть люди изначально не равны по своему положению, поскольку произошли из различных частей тела великана – прародителя человечества.

Из уст и ушей Бога появились брахманы – пророки и дервиши, они обладают уникальным даром- могут беседовать с Богом и передавать простым смертным его священную волю. Это самая главная каста, ее представители пользуются огромным уважением и почитанием абсолютно у всех в Индии.

Вторая каста – кшатрии, они произошли из рук и плеч Бога – воины и правители, созданы чтобы защищать и управлять простым людом.

Третья каста – вайшья произошли из беде и ног – ремесленники и скотоводы, обязаны работать, подчиняться и платить налги.

Наконец, шудры – слуги с постоянно грязными лицами, они произошли из ступней Бога – не имеют практически никакой собственности и прислуживают власть имущим. Они должны быть покорными и молчаливыми, таков их удел на земле.

И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами великана- одно прикосновение к ним заставляет все другие касты приносить жертвы Богу и проводить обряды очищения. Эти люди живут отдельными общинами и если появляются в селах, то обязаны оповещать жителей криками, песнями и звоном специального колокольчика. Выполняют эти несчастные только самую грязную работу: омывают покойников, чистят уборные, убирают грязь с улиц и т.д. Чтобы никто не прикоснулся к ним случайно, на лбу у них при рождении вырезают специальный знак, окрашенный в голубой цвет.

Таким образом, по национальному религиозному учению место любого человека определено уже при рождении и его невозможно изменить никаким способом.

Читайте также: Религии Древней Индии

Зарождение джайнизма

Джайнизм учит, что человек обязан постоянно самосовершенствоваться, то есть стремиться к единению со Вселенной, единым Космическим разумом. Но достичь этого только при помощи ненасилия. Джайнизм учит не причинять зла никакому живому существу, даже насекомому.

Душа, очистившись от всякой скверны, достигнет Нирваны, умиротворения и единения с Космосом.

Эта религия учит, что каждая душа проходит через несколько перерождений, стремясь к совершенству. Только достигнув этого состояния и вырвавшись из колеса сансары (вечного движения) можно получить состояние мокши – божественного знания и понимания законов Вселенной.

Но чтобы достичь этого состояния следует быть аскетом, то есть отказаться от всех земных удовольствий. Учение об аскетизме полагает, что все страдания человека от невозможности исполнить желания и быстро получить желаемое. То есть если мы научимся подчинять свое тело разуму и не желать (есть, пить, спать, совокупляться и т.д.), то и страдать не будем. Простым смертным очень трудно стать аскетами, поскольку их плоть слаба и подчиняется законам природы.

Последователи этой религии постоянно находятся в поиске спасения и стараются раскрыть тайны человеческой души. Этого можно достигнуть, если постоянно соблюдать три неписанных «закона»:

  • Закон правильного поведения – поступать нужно только так, как учит религия,
  • Следует постоянно стремиться познать непознанное и раскрыть тайны Вселенной,
  • Обязательно воспринимать все знаки и символы, ниспосланные Космосом и правильно на них реагировать.

Достигнуть Мокши или Нирваны можно только освободившись от Кармы – закона всемирной справедливости. По этому закону каждый живущий на земле отвечает за все совершенные им в прежних жизнях поступки, поэтому вырваться из этого закона очень трудно.

Чтобы этого достичь, нужно свято соблюдать пять заповедей или законов джайнизма:

  • Не убивай ничто живое, поскольку жизнь дается Вселенной,
  • Не смей посягать на чужое имущество, поскольку истинная вера не терпит ничего земного, что привязывает душу к собственности,
  • Не прилюбодействуй, поскольку совокупление может быть тоько с единственно правильной целью – продолжение рода, а не ради удовольствия,
  • Будь открытым, честным и искренним, проповедуй основы своего учения, не отказывай никому в помощи,
  • Не желай и не проси ничего, поскольку это приведет к получению собственности.

Данное вероучение считает, что нельзя причинять вред не только физически, но и словами, поскольку обида, нанесенная чужой душе, обязательно скажется на твоем единении с Космосом.

Основные идеи джайнизма

Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):

  • Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
  • Абсолютно все живое обладает душой.
  • Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
  • Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
  • Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
  • Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
  • Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
  • Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других. Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
  • Аскетизм – условие существования джайнов. Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
  • Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
  • Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.

Храм Кхаджурахо

Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны

Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:

  1. Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.
  2. Сатья – искренность, открытость, благочестивость. Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.
  3. Астейя – исключение любой возможности воровства. Название этого обета переводится как «некража». У джайны не должно быть желания присвоить себе что-то чужое. Алчность губит все стремления на пути к свободе души. Чтобы не возжелать того, что тебе не принадлежит, нужно ограничивать свои земные потребности. Каждый должен довольствоваться только тем, что ему удалось достичь собственным трудом (исключительно честным). Чтобы придерживаться принципа Астейи, не стоит забывать о том, что:
  • нельзя присваивать себе чужие вещи;
  • нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
  • всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
  • нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
  1. Брахмачарья – не прелюбодействовать. Монахи должны полностью воздерживаться от сексуальных контактов или самоудовлетворения. В джайнизме нет строгого утверждения о том, что секс представляет собой что-то греховное. Учение предостерегает, что ради получения сиюминутного удовольствия энергия растратится попусту. А ведь ее можно направить на духовное самосовершенствование.
  2. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира. Перед принятием монашества нужно полностью отказаться от всех материальных ценностей и собственности. Кроме этого, нужно отделиться от дома и семьи. Только так можно приблизиться к мокше. Миряне не должны отказываться от собственности, но должны избавиться от стремления к накопительству. Да и, вообще, собственность – это очень иллюзорное понятие, так как имущество, вначале принадлежавшее кому-то одному, перейдет во владение другому через какое-то время. Тратить свою жизнь на накопление материальных благ – глупо. Лучше потратить свою энергию и время на духовное развитие, которое бесценно.

В зависимости от того, кем именно является джайн, строгость соблюдения обетов будет разной. Монахами этические принципы выполняются максимально строго.

Фото надписи на фреске в храме Джайнов «Ненасилие – главный принцип Джайнизма”

Какими должны быть джайны

Безусловно, поведение джайнов напрямую диктуется этическими нормами и принципами джайнизма. Мирянам достаточно соблюдение только норм морали, а вот монахам полагается приобщиться к аскетизму и странствующему образу жизни. Им необходимо находиться в селении не более одного дня, а в городе – не более 3-х. Правда, в одном случае это правило видоизменяется. В сезон дождей монахам и монахиням нужно находиться в одном месте, чтобы не нанести вред живым существам, у которых проходит период размножения.

В джайнизме существуют разные ритуалы и обычаи. Например, церемония махамастабхишека имеет важное значение. Она совершается раз в 12 лет в Шраванабелголе на горе Гомматагири, где статуя Бахубали поливается заранее приготовленной смесью из простокваши и молока.

Монахи должны носить простые одежды. Волосы ранее запрещалось отращивать. И их нужно было не просто сбривать, а вырывать с корнем.

Так как самым большим грехом для джайна является причинение вреда живым существам (химса), монах должен подметать перед собой дорогу специальной метелкой и процеживать воду для питья, чтобы не допустить убийства даже незаметного для невооруженного глаза существа. Также нельзя джайну перемещаться в темноте, так как он не видит, куда ступает.

И монахам, и мирянам нельзя заниматься скотоводством, ловлей, охотой, земледелием, так как каждое из этих дел приводит к нанесению вреда живым существам. Поэтому чаще всего деятельность джайнов связана ростовщичеством, ювелирным делом или торговлей.

Раскол джайнизма

Возникновение некоторых религиозных разногласий между джайнами привело к расколу. Выделилось два основных направления, последователями которых стали дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды»). Первые никогда не носили одежду, а вторые облачались в белое одеяние.

Дигамбары, в свою очередь, разделились на главные и второстепенные школы. К главным относят Терапантха, Бисапантха, Таранапантха. К второстепенным причисляют Гуманапантху и Тотапантху.

Внутри направления шветамбаров тоже произошло деление на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.

Все же, «литературным сердцем» джайнизма принято считать канон шветамбаров. Он был составлен в IV веке до н.э. Окончательно он оформился приблизительно в X-XI веках. Но, дигамбары, являющиеся последователями ортодоксального учения, принимают в счет только самую древнюю часть канона. Есть и другая, неканоническая литература, но она оказывает меньшее влияние на джайнов.

Шветамбары идут на ритуальную службу

Джайнизм сегодня

На сегодняшний день в Индии совсем немного последователей джайнизма – всего 0,5% (около 3 млн. человек), поэтому в своей численности джайны проигрывают, например, буддистам.

Однако, эта религия оказывает существенное влияние на жизнь страны и ее экономику в частности (торгово-ростовщическая деятельность джайнов занимает ведущие позиции в данном секторе).

Образ жизни мирян – джайнов

Вероучение джайнизм чрезвычайно требовательно к своим последователям. Не только монахи, живущие в потаенных монастырях, но и простые селяне не имеют права заниматься охотой и рыболовством, а также и земледелием, поскольку при этом можно поранить или даже убить насекомых, живущих в почве.

Поэтому чтобы выжить джайнам нужно искать позволенные занятия, к таким занятиям относятся : ювелирное дело, торговля и ростовщичество. Именно поэтому хотя последователей этой религии из-за жестоких требований было мало, но они играли заметную роль в экономической и политической жизни древней Индии.

Раскол в вероучении

Сам великий Джина, основатель религии, проповедовал отречение от всего земного, отказ от пищи, от крова и одежды. Этот бывший воин спал под деревом, ел только один раз в сутки и самую простую и неприхотливую пищу и был одет в набедренную повязку.

Его последователи свято соблюдали все правила поведения, но некоторые из них в своем отказе от всего земного пошли дальше. Так, например, дигамбары- одетые в белый свет- ходили полностью обнаженными, считая одежду излишней роскошью и данью земным законам. Правда, женщинам позволено закрывать свое тело легкими тканями, но при этом именно женщин не смогут достичь Нирваны и освободиться от законов Кармы. То есть им придется пройти столько кругов сансары, сколько будет необходимо, чтбы родиться в теле мужчины.

В свою очередь, шветамбары – одетые в белую одежду- одевались в легкие ткани белого цвета. Они считают, что одежда не влияет на духовное состояние человека.

При этом шветамбары не считают, что женщины не смогут достичь просветления, для них половая принадлежность не играет никакой роли в духовном становлении человека. Ведь пол принадлежит телу, а не душе, а именно душа и должна достичь состояния монши. Поэтому любой человек должен соблюдать правила и требования своего религиозного учения и стремиться к самосовершенствованию.

Основные ордена джайнов

На сегодняшний день джайны имеют четыре основных направления:

  • Дигамбары – проповедуют отказ от любой одежды, их численность очень мала, едва достигает 500 человек.
  • Станаваси – живут в небольших поселениях и владеют кое-каким имуществом, которое им жертвуют милосердные люди.
  • Муртипужи – поклоняются изготовленным из камня или дерева идолам.
  • Шветамбары – самый многочисленный и старый орден из всех существующих. Число исповедующих это учение достигает 10 тысяч человек.

По убеждению шветамбаров все их страдания, проблемы и неприятности способствуют скорейшему очищению души. Последователи этого учения постоянно ходят пешком без обуви и даже осторожно расчищают себе путь травяной метелочкой, чтобы ненароком не раздавить какое-либо насекомое.

Кроме этого, монахи носят на лице марлевую белую повязку, чтобы при вдохе случайно не проглотить мелкое насекомое и не повредить своей душе.

Основной философский вопрос джайнов

Всякий исповедующий эту религию постоянно задает себе вопрос: «Кто я таков и для чего я пришел на землю?»

Ответ, который нужно получить, звучит примерно так: «Я – человек, который имеет бессмертную душу, поэтому я не должен совершать самый страшный грех – самоубийство. Что бы ни случилось со мной, я должен с достоинством выдержать и вынести все испытания. Я не должен также совершать убийство, поскольку у всех живущих на земле есть душа и эта душа так же как и моя стремится к совершенству».

Чтобы достичь полного слияния с душой, человек должен отказаться от физической пищи и стремиться питаться только солнечным светом и воздухом. Конечно, это очень трудно и под силу только избранным.

Основа философии джайнистов заключается в вечном пути: от грязи физического тела к единению со своей светлой душой через страдания, боль и аскезу.

Аннотация к книге «Джайна-йога: История, теория, практика»

Автор монографии — Ольга Яковлевна Лебединская — неоднократно сертифицированный инструктор по джайна-йоге, практический психолог, ведущий космоэнергет Украины (г. Харьков), работающий методом классической космоэнергетики, разработанным Э.М. Багировым. Имеет Буддийские посвящения от Тибетского Ламы Соднама Джорфала Ринпоче, зароастрийские практики (экзорцист) от Учителя Рамияра Каранджия.
Особую ценность работе придает тот факт, что Лебединская является космоэнергетом, представителем новейшего научного и практического движения в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, не только повседневной деятельностью в сфере целительства, но и научным экспериментами с помощью высокой технологии доказавшего беспрецедентную эффективность метода энергоинформационного целительского воздействия на здоровье человека. В этой сфере Школа космоэнергетики Эмиля Багирова, под чьей эгидой выпускается данная книга, занимает ведущее место.
В книге…
Читать полностью
Автор монографии — Ольга Яковлевна Лебединская — неоднократно сертифицированный инструктор по джайна-йоге, практический психолог, ведущий космоэнергет Украины (г. Харьков), работающий методом классической космоэнергетики, разработанным Э.М. Багировым. Имеет Буддийские посвящения от Тибетского Ламы Соднама Джорфала Ринпоче, зароастрийские практики (экзорцист) от Учителя Рамияра Каранджия.
Особую ценность работе придает тот факт, что Лебединская является космоэнергетом, представителем новейшего научного и практического движения в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, не только повседневной деятельностью в сфере целительства, но и научным экспериментами с помощью высокой технологии доказавшего беспрецедентную эффективность метода энергоинформационного целительского воздействия на здоровье человека. В этой сфере Школа космоэнергетики Эмиля Багирова, под чьей эгидой выпускается данная книга, занимает ведущее место.
В книге преподносится ценнейший материал о самых древних йогах планеты и даются техники — прародители всех техник йоги и современных психотехник — непосредственно от самих аскетов-шраманов. Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из жизни джайнов и представляет интерес для широкого круга читателей, ищущих открытий в духовной сфере и идущих по пути духовного развития, занимающихся йогой, эзотериков.
Детальный анализ истории, теории и практики современной джайна-йоги, построенный на самом свежем исследовательском и практическом материале, бесспорно, привлечет внимание широких кругов читателей, заинтересованных в познании наиболее ценных проявлений проверенных временем морально-этических течений человеческой мысли, имеющих важнейшее значение для современности.
Вы можете скачать Джайна-йога: История, теория, практика — Ольга Лебединская.

Джайна-йога: История, теория, практика — Ольга Лебединская
Джайна-йога: История, теория, практика — Ольга Лебединская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *