Психология сказок

Сегодня в блоге мы рассмотрим сценарный анализ сказки Золушка глазами трансактного аналитика Эрика Берна. Это необходимо для понимания сходства сценариев персонажей детских волшебных сказок и реальных жизненных сценариев написанных нашими родителями и ближайшим окружением.
Сказкотерапия для детей и взрослых

Транзактный, сценарный анализ сказки Золушка

Поучения, которыми Шарль Перро сопроводил историю Золушки, были, на взгляд Эрика Берна, основателя трансактного и сценарного анализа и терапии, Родительскими предписаниями (в роли родителя выступила фея) ставшего основой программирования жизненного сценария.

Автор говорил о счастливом даре, который больше, чем красота лица; обаяние этого дара превосходит все другое. Именно это и дала Золушке фея. Она так заботливо ее наставляла, так обучала благородным манерам, что Золушка стала королевой.

Теперь давайте рассмотрим представление о Золушке с точки зрения трансакционного, сценарного аналитика, в том виде, как она выглядит в сказке Перро, которую знают практически все дети, и обсудим различные содержащиеся в сказке жизненные сценарии, многие из которых легко обнаруживаются в реальной жизни.

Как и в случае с анализом сказки Красная Шапочка, мы придем к интересному выводу о том, что происходит с персонажами сказки после того, как она закончилась.

Сценарный анализ сказки Золушка — история персонажа

Согласно Перро, жил некогда джентльмен, женившийся второй раз на вдове, самой гордой и надменной женщине из когда-либо живших. (Несомненно, она, как это обычно случается с подобными невестами, была еще к тому же и фригидна.) У нее росли две дочери, во всем на нее похожие. Джентельмен же имел дочь от первого брака, милую и добрую девушку, унаследовавшую характер матери — чудеснейшего в мире создания.

После свадьбы мачеха стала обращаться с Золушкой очень жестоко. Для нее было невыносимо присутствие Золушки, внешний вид которой подчеркивал грубость и неуклюжесть ее собственных дочерей. Бедняжка терпела все безропотно и не могла даже пожаловаться отцу, который был под каблуком жены и не смог бы прислушаться к ее жалобам.

Выполнив всю тяжелую работу, она шла в угол за печкой и сидела на куче золы, отчего и получила свое прозвище — Золушка.

Сценарный анализ сказки Золушка — приглашение на бал

В один из дней королевский сын давал бал. Приглашались все, кто хотя бы что-то значил в королевстве. Были приглашены и две сводные сестры Золушки. Она помогала им причесываться и одеваться, а они в это время только насмехались над ней. Золушке оставалось лишь согласиться, что королевский бал не для нее, грязной и бедной девушки.

Когда сестры ушли на бал, она стала горько плакать.
Но вдруг появилась прекрасная фея и объявила, что Золушка тоже может отправиться на бал.

«Сходи в огород и принеси тыкву», — сказала она девушке.
Затем тыкву она превратила в золотую карету. В карету впряглась четверка мышей, крыса стала веселым толстым кучером с роскошными усами, а на запятки кареты вскочили лакеи-ящерицы.
Золушка получила чудесное вечернее платье, драгоценности и маленькие хрустальные башмачки.

«Тебе только нельзя оставаться на балу после того, как часы пробьют полночь», — предупредила фея.

Появление Золушки на балу стало сенсацией. Принц посадил ее на почетное место, и сам король, хотя и был в преклонных летах, то и дело на нее поглядывал и что-то шептал о ней королеве.
Около двенадцати часов Золушка покинула бал.
Когда сестры вернулись домой, она притворилась спящей. Они наперебой рассказывали о прекрасной незнакомке. Золушка, улыбаясь, даже спросила: «Она, наверное, и в самом деле прекрасна… Как мне хочется на нее посмотреть! Не могли бы вы дать мне одно из ваших платьев, чтобы я пошла на бал завтра?». Но сестры, конечно, ей платья не дали.

На следующий день Золушка так увлеклась танцами, что перестала следить за часами. Услышав бой часов в полночь, она вскочила и бросилась бежать, как испуганный олень. Принц пытался остановить ее, но не удержал, и y него остался лишь хрустальный башмачок, упавший с маленькой ножки Золушки. И тогда на следующий день принц велел трубить в трубы и объявить, что возьмет в жены ту, чьей ножке придется впору потерянный хрустальный башмачок.

Он послал придворных мерить его всем женщинам королевства. После того как сестры безуспешно пытались всунуть в башмачок ступни своих ног, появилась Золушка и сказала: «Дайте попробовать и мне». У сестер это вызвало приступ хохота, но придворный, посланный с поручением, сказал, что, согласно приказанию, он не должен делать исключений.

Он предложил Золушке сесть, и ее ножка легко скользнула в башмачок, как будто он был не из хрусталя, а из воска. Удивление сестер было неописуемым, но еще больше они удивились, когда девушка вынула из кармана фартука второй башмачок и поставила рядом с первым. Вдруг появилась фея и одним движением волшебной палочки сменила платье Золушки на великолепный наряд.

Увидев, что Золушка и есть та прекрасная принцесса, сестры стали просить у нее прощения. Золушка обняла их и простила. Затем она поехала к принцу и вскоре вышла за него замуж. Она предоставила обеим сестрам покои во дворце и выдала их замуж за знатных лордов. Все три свадьбы были сыграны в один день.

Анализ сценария сказки золушка — аналитическое обсуждение

В этой сказке столько интересного, что не знаешь, с чего начать обсуждение. Сюжет, оказывается, гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

Сюда входят основные персонажи, несколько лиц, не имеющих собственного текста или с одной репликой, и много других персонажей. Самое интересное в этом сюжете, что почти у всех имеется «второе дно», то есть вторая роль.

Характерной чертой является четкость переключении, что обычно бывает почти во всех историях, предназначенных детям.

Вначале у Золушки как будто бы все в порядке, затем она становится Жертвой, потом Преследователем, наконец, Спасителем.

Мачеха и ее дочери превращаются из Преследователей в Жертв. В сказке имеются две классические роли, обычно обнаруживаемые в игре «Алкоголик». Роль Поставщика в сказке играет фея, предоставляющая Золушке все, что ей необходимо, а роль Простаков исполняют лорды, которым предназначены в жены страшные сестры.

Рассмотрим сценарии участников. Весьма нетрудно понять, как много персонажей обнаруживают природу своих сценариев в этой, казалось бы, очень простой сказке.

1. Золушка. У нее было счастливое детство, пока была жива ее мать.
Затем ей было предназначено страдание, но произошло некое событие. Решающие сцены структурированы по времени: она может радоваться сколько угодно, но до тех пор, пока не пробьет полночь, когда ей надо возвращаться в прежнее состояние. Она кажется смирившейся со своим несчастьем, но вдруг разворачивается сцена на балу.

Она разыгрывает «Hy-ка, поймай меня» с принцем, а затем (сопровождая игру сценарной улыбкой) «Я кое-что знаю» — с сестрами.

Кульминацией оказывается сокрушительный ход в игре «Ах, что она говорит!». И Золушка с лукавой улыбкой получает выигрыш, полагающийся ей по сценарию «победителя».

2. Отец. По сценарию ему предназначено потерять первую жену и жениться на властной (скорее всего фригидной) женщине, которая заставит страдать его и Золушку. Но у него, оказывается, была спрятана «козырная карта».

3. Мачеха. У нее сценарий «неудачницы». Она также разыгрывает «Ах, что она говорит!» с отцом Золушки, заставив его жениться на себе. Сразу же после свадьбы она обнаруживает свое подлинное злобное «Я». Она живет только для дочерей, надеясь, что ее скупость обернется для них королевским выигрышем. Но ее надежды не сбываются.

4. Сестры. Их антисценарии основаны на материнском наставлении: «Думайте о себе, а простак пусть расплачивается». Однако исход предопределен предписанием: «Ничего не выйдет». Поскольку такому же сценарному предписанию следует их мамаша, можно предположить, что оно получено еще от ее родителей.

В своей грубой игре вначале они издеваются над Золушкой, потом просят и получают у нее прощение.

5. Фея. Наверное, это самый интересный персонаж. Какими мотивами она руководствуется, наряжая Золушку для бала? Наверное, можно было бы только приласкать и утешить ее, а не отсылать в сияющий огнями дворец?

Ситуация была такова, что мачеха с дочками уехали на бал, а в доме оставались только Золушка и ее отец. Зачем фее так нужно было избавиться от Золушки? Что делали фея и отец девушки, оставшись одни на весь вечер?

Предписав Золушке не задерживаться на балу после полуночи, фея могла быть уверенной, что, с одной стороны, раньше этого времени Золушка не вернется, а с другой — она вернется в дом первой. Это давало гарантию, что ни мачеха, ни сестры не застанут ее вместе с отцом Золушки, ибо возвращение Золушки — сигнал, что пора исчезнуть.

Можно считать, что такой взгляд циничен, но очень похоже на то, что все это придумано, чтобы дать возможность отцу и фее остаться наедине.

6. Принц. Он, конечно, Растяпа и после женитьбы, безусловно, свое получит. Он дважды давал девушке исчезнуть, не оставив о себе никакой информации. Он не сумел ее догнать, когда она убегала в одной туфельке.

Вместо того чтобы найти ее самому, он послал на это дело приятеля. Наконец, он женился на девице из весьма сомнительного семейства и неизвестно как воспитанной, причем менее чем через неделю после знакомства.

По первому впечатлению может показаться, что он победил, но обстоятельства говорят о том, что y него скорее всего сценарий «неудачника».

7. Король. У него наметанный глаз на девушек и язык «без привязи».
Кроме того, он не умеет предостеречь своего импульсивного сына.

8. Придворный, или Джентльмен. Это самый ясный из всех персонажей сказки. Он, с одной стороны, не сентиментальничал, с другой – не проявлял высокомерия и не смеялся над Золушкой, как ее сестры, а делал свое дело с сознанием выполняемого долга. Он не убежал с Золушкой сам, как поступил бы иной на его месте, а доставил ее принцу в целости и сохранности. Это честный, деловой и принципиальный человек.

9. Два лорда. Только недотепы могут позволить женить себя на двух сомнительных девицах, с которыми познакомились только в день своей свадьбы.

Сценарий персонажа сказки Золушка в реальной жизни

Зная, как ведут себя реальные люди, нетрудно вообразить, что происходило с Золушкой после свадьбы.

Она обнаружила, что быть Принцессой совсем не весело. Попробовала еще разок сыграть с Принцем в «А ну-ка, догони», однако и это ее не развлекло.

Попробовала дразнить сестер, когда те делали визиты, но оказалось, что в новой ситуации они стали безответными, как овечки. Это было неинтересно.

Король-отец иногда странно на нее поглядывал. Но он был не так молод, как хотел казаться, так что она запретила себе думать о нем.

Королева-мать была с ней мила, но держалась, как это и подобает, с королевским достоинством.

Что касается прочих Придворных, то по отношению к ним следовало держаться с достоинством Золушки.

В повседневной жизни довольно легко найти аналогии любым персонажам из истории Золушки: от самой Золушки и ее близких до бестолкового Принца и Короля, далее — до веселого усатого кучера, который так и не сказал ни слова, а жизнь свою начинал крысой.

Встречаются в жизни «примериватели» туфелек, которые тычут пальцем в небо, а могут попасть в самую точку.
Желаю все психологического благополучия!

психоаналитик Матвеев — Психологическая помощь в изменении сценария жизни

Психотерапия онлайн

Личный психолог недорого

Предварительная психологическая консультация бесплатно

Психоанализ сказок

Сообщений: 102 • Страница 1 из 7 • 1, 2, 3, 4, 5 … 7

  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Oleg » Ср июл 12, 2017 2:13 am

Психоанализ сказок
Решил начать собирать на форуме психоанализ сказок, приглашаю обсудить.
Оказывается психоаналитики большие затейники, выворачивают все наизнанку.
Например, «в финале Красная Шапочка оказывается в одной постели с Волком».
Возможно это делается для привлечения клиентов таким нестандартным взглядом, но мне кажется, что доля правды есть в их анализе.
Желающие могут выбрать героев сказок, с которыми себя ассоциируют и почитать статьи про них.
Темы с психоанализом сказок:
Аленький цветочек (Красавица и Чудовище)
Алиса в стране чудес
Белоснежка
Буратино
Бэмби
Винни-Пух
Волк и семеро козлят
Гадкий утенок
Гензель и Гретель
Дюймовочка
Емеля
Золотая рыбка
Золотоволосый юноша
Золушка
Колобок
Красная Шапочка
Курочка-Ряба

Маленький принц
Малыш и Карлсон
Маша и медведь
Малефисента
Морозко
Мюнхгаузен
Ослиная шкура
Русалка из пруда
Русалочка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Синяя борода
Снегурочка
Снежная королева
Спящая красавица (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Счастливый Ганс
Три пряхи
Трое из Простоквашино
Царевна-лягушка
Щелкунчик
Oleg Администратор
Сообщения: 64745 Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm Откуда: Москва Медали: 10 Пол: Мужской Соционический тип: Бальзак Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ) Темперамент: Флегматик Профессия: Программист, оптимизатор

  • Сайт
  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Oleg » Ср июл 12, 2017 3:15 am

Многие живут согласно модели какой-то истории, например сказки. Которая становится затем историей судьбы. И чтобы им помочь, речь идет только о том чтобы разоблачить эти истории и этим лишить их воздействия. Следует обратить внимание на следующее:
1. Истинная тема.
Часто она называется в начале. Например, в сказке Волк и семеро козлят говорит мама-коза своим детям: «Берегитесь злого волка». Но, в действительности, волк является исключенным отцом.
2. Иллюзия.
С ее помощью маскируется истинная тема. Иллюзия дает энергию, которая обеспечивает проблеме жизнь. Разочарование, полученное после разоблачения иллюзии, истощает эту энергию. Эта иллюзия часто помещается в конце истории. Например, когда Спящая красавица проснется через 100 лет, нам предлагается думать, что она все еще юная девушка.
3. Кульминация.
Это тот пункт в истории, в котором начинается трагический исход. Обычно в этом пункте герой становится жертвой соблазна из-за самонадеянности и обманчивой иллюзии. Самонадеянность проявляется, как правило, при принятии на себя ответственности или обязанности, которая ему не полагается. Например, когда ребенок принимает на себя ответственность в делах, которые находятся в сфере влияния родителей, или когда слуга вмешивается в дела своего господина.
4. Пробел (отсутствующее).
Нужно себя спросить, кто или что упускается. Например. в сказке Госпожа метелица — это отец, в сказке Верный Йоханнес — это мать. Отсутствующий персонаж или вещь иногда символизирует призрак, что-то, что внушает страх. Например, в сказке Верный Йоханнес отсутствующая мать короля умерла, возможно при его рождении.
5. Отвлечение обманчивой надеждой.
В сказке Верный Йоханнес, например, надежда, что убитый Йоханесс благодаря жертвоприношению детей вновь оживет.
В этом смысле, теперь я расскажу следующие сказки иначе, не так, как привычно.
Скрытый жизненный план.
(Участница спрашивает: «Иногда кто-то говорит: «Я умру вместо тебя», в ответ возникает предложение: «Я умру, если ты умрешь»).
Существуют такие внутренние решения. Это предложение у тебя является внутренним решением. Другие внутренние решения подобного типа, например: «Я не могу иметь деньги». Или: «Я не могу быть совсем здоровым.» Или: «Если мне будет хорошо, я должен за это заплатить». Это такие внутренние решения. И они все безумны, и все же некоторые люди чувствуют себя пойманными в их сети.
Может сейчас сделаю-ка я здесь совершенное другое, то что я обычно не делаю в рамках курса семейных расстановок.
Мы рассмотрим некоторые внутренние решения ближе. Если мы захотим кому-либо помочь и знаем его внутреннее решение, то сможем обойтись с ним иначе.
Я сейчас сделаю с вами упражнение, которое поможет вам обнаружить скрытый жизненный план. Часто он проявляет себя исподтишка в той сказке, которая нас особенно затрагивает.
Я расскажу вам одну историю. Закройте глаза. Кто-то думает про себя:»У меня есть пара свободных дней, пожалуй пройдусь я по городу.» В процессе прогулки, приходит он к театру, который объявляет нечто многообещающее. Он говорит себе: «Пойду-ка внутрь».
Он входит в этот театр и садится. Через некоторое время занавес поднимается и спектакль начинается. Во время просмотра он замечает: Я знаю эту пьесу, это же моя пьеса.
А как называется твоя пьеса? Это произведение литературы. Часто — это сказка. Какое у нее название? Кто-нибудь нашел?
Все эти литературные истории описывают жизненный путь, один совершенно определенный жизненный сценарий, как проводится жизнь. Сейчас некоторые истории я подробно просмотрю вместе с вами.
Сначала я хотел бы еще кое-что сказать. Эрик Берн написал целую книгу о тайном жизненном плане: Что Вы говорите, когда здороваетесь. Это фантастическая книга. И он там пишет: конец сказки можно забыть. Конец сказки поставляет иллюзию, с помощью которой удерживается скрытый жизненный план. Теперь к деталям.
(С) Берт Хеллингер
Oleg Администратор
Сообщения: 64745 Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm Откуда: Москва Медали: 10 Пол: Мужской Соционический тип: Бальзак Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ) Темперамент: Флегматик Профессия: Программист, оптимизатор

  • Сайт
  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Евгений Болдырев » Ср июл 12, 2017 3:19 pm

Про Золушку используется у Литвака в его классификации, насколько помню. Идея отличная. К расстановкам у всех разное отношение, но мысль о неслучайной сюжетности сказок, в частности, считаю верной.
Евгений Болдырев Шаман
Сообщения: 1850 Зарегистрирован: Чт май 18, 2017 12:54 pm Медали: 4 Пол: Мужской Соционический тип: Дон Кихот Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ) Темперамент: Сангвиник Профессия: РОП

  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Atlant » Ср июл 12, 2017 3:48 pm

Подпишусь. Хорошая тема.
Atlant Бывалый
Сообщения: 3464 Зарегистрирован: Пт июл 30, 2010 5:10 pm Медали: 3 Пол: Мужской Соционический тип: Робеспьер Тип по психе-йоге: Руссо (ЭЛФВ)

  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

ХоХо » Ср июл 12, 2017 6:52 pm

а мне интересно, многие ли признаются, с кем себя ассоциируют?
я, из предложенного выбора, пожалуй, с царевной-лягушкой))
Жизнь Царевны-Лягушки – это целеустремлённый поиск счастья через «тайное» знание, которое позволяет облагородить жизнь свою и её спутника
ХоХо Гуру
Сообщения: 21168 Зарегистрирован: Сб мар 06, 2010 11:19 am Медали: 11 Пол: Женский Соционический тип: Гексли Тип по психе-йоге: Чехов (ФВЭЛ) Профессия: нарцебарон

  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Oleg » Ср июл 12, 2017 8:17 pm

Я с котом Матроскиным.
Oleg Администратор
Сообщения: 64745 Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm Откуда: Москва Медали: 10 Пол: Мужской Соционический тип: Бальзак Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ) Темперамент: Флегматик Профессия: Программист, оптимизатор

  • Сайт
  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Gothic Lolita » Ср июл 12, 2017 8:25 pm

Выбрала Малифисенту, но когда почитала трактовку этой сказки — немного офигела. Слишком исказили смысл, добавили зачем то секса, которого вообще то не было в самом рассказе. Вот и весь психоанализ.
Я думаю, если анализировать эту сказку, то там просто показывается недоверчивость у ГГ, которая появилась после предательства, поэтому она изменилась в не очень хорошую сторону.
Почему там решили указать именно изнасилование в качестве предательства, видимо издержки автора статьи
Признаю, что чем-то со сказкой сошлось, но это все пройденный этап.
Gothic Lolita Старожил
Сообщения: 4083 Зарегистрирован: Вс сен 27, 2015 10:47 am Пол: Женский Соционический тип: Бальзак Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ) Темперамент: Меланхолик

  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Oleg » Ср июл 12, 2017 8:30 pm

Мне кажется многое зависит от психолога который их описывает: психиатры ищут патологии, трансактные аналитики — сценарии, юнгианцы — архетипы, сексологи — проблемы в сексе, расстановщики смотрят на семейные системы и так далее.
Oleg Администратор
Сообщения: 64745 Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm Откуда: Москва Медали: 10 Пол: Мужской Соционический тип: Бальзак Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ) Темперамент: Флегматик Профессия: Программист, оптимизатор

  • Сайт
  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

ХоХо » Ср июл 12, 2017 8:47 pm

Oleg писал(а):Я с котом Матроскиным.
хм
И мы понимаем, что подобно галчонку не умеют разговаривать и кот Матроскин и пес Шарик. Их голоса просто звучат в голове у дяди Федора, с ними он общается как с реальными друзьями. И вот тут становится по-настоящему страшно. Дядя Федор серьезно и возможно неизлечимо болен. Период ремиссии его психического заболевания завершился в самом начале фильма, когда появился кот, живущий на «чердаке». «С чердаком не в порядке», и появляется вторая личность – кот Матроскин. То ли в тот день дядя Федор забыл принять таблетки, то ли сделать укол, но он пошел в разнос.
ХоХо Гуру
Сообщения: 21168 Зарегистрирован: Сб мар 06, 2010 11:19 am Медали: 11 Пол: Женский Соционический тип: Гексли Тип по психе-йоге: Чехов (ФВЭЛ) Профессия: нарцебарон

  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Oleg » Ср июл 12, 2017 9:52 pm

Ну это проблемы дяди Федора, а не кота
Oleg Администратор
Сообщения: 64745 Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm Откуда: Москва Медали: 10 Пол: Мужской Соционический тип: Бальзак Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ) Темперамент: Флегматик Профессия: Программист, оптимизатор

  • Сайт
  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

ХоХо » Ср июл 12, 2017 9:56 pm

то есть ты не против такого варианта анализа?
у меня например к автору анализа куча вопросов
ХоХо Гуру
Сообщения: 21168 Зарегистрирован: Сб мар 06, 2010 11:19 am Медали: 11 Пол: Женский Соционический тип: Гексли Тип по психе-йоге: Чехов (ФВЭЛ) Профессия: нарцебарон

  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Brittany_ » Ср июл 12, 2017 9:56 pm

Подпишусь на тему! Brittany_ Бывалый

Сообщения: 3745 Зарегистрирован: Вс июл 17, 2016 2:06 am Откуда: Moscow Пол: Женский Тип по психе-йоге: Руссо (ЭЛФВ) Темперамент: Меланхолик

  • Сайт
  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Oleg » Ср июл 12, 2017 11:47 pm

ХоХо писал(а):то есть ты не против такого варианта анализа?
у меня например к автору анализа куча вопросов
Конкретно про Простоквашино автор просто постебался, даже если он сам психолог это явно писалось для продвижения своего блога в ЖЖ.
Там к посту в районе 1000 комментов было.
Oleg Администратор
Сообщения: 64745 Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm Откуда: Москва Медали: 10 Пол: Мужской Соционический тип: Бальзак Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ) Темперамент: Флегматик Профессия: Программист, оптимизатор

  • Сайт
  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Чиа » Ср июл 12, 2017 11:56 pm

Я с алисой себя ассоциирую, прочитала анализ, меня все устроило . Все прилично. Я слишком много думаю. Слишком много думаю наперёд. Слишком много думаю задом наперёд. Слишком много думаю в разные стороны. Я думаю обо всём, и если это хоть где-то существует, я уже подумал об этом.
Чиа Гуру
Сообщения: 14401 Зарегистрирован: Пт сен 11, 2015 3:42 pm Медали: 4 Пол: Женский Соционический тип: Гексли Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ) Темперамент: Сангвиник

  • Ответить с цитатой

Психоанализ сказок

Valcos » Чт июл 13, 2017 3:32 am

герда/золушка. Бензин кончился – летим на самолюбии
Valcos Старожил
Сообщения: 4799 Зарегистрирован: Сб ноя 07, 2015 8:45 am Пол: Женский След. Показать сообщения за: Все сообщения 1 день 7 дней 2 недели 1 месяц 3 месяца 6 месяцев 1 год Поле сортировки Автор Время размещения Заголовок по возрастанию по убыванию Сообщений: 102 • Страница 1 из 7 • 1, 2, 3, 4, 5 … 7

  • { SIMILAR_TOPICS } Ответы Просмотры Последнее сообщение
  • Психоанализ
    Oleg в форуме Психоанализ 1 76 Oleg
    Чт авг 13, 2020 4:21 pm
  • Психоанализ. Адлер, Штекель, Юнг
    Kirinis в форуме Психоанализ 0 2571 Kirinis
    Вс окт 10, 2010 8:05 am
  • Психоанализ vs Современность?
    goodwish в форуме Психоанализ 3 2034 Isidor
    Пт авг 31, 2007 8:00 pm
  • Графологические психоанализ по буквам=Буква УУУ
    Светлана_ в форуме Графоанализ 0 1207 Светлана_
    Вс окт 17, 2010 12:05 pm
  • «Киногид для извращенца» (психоанализ)
    Counter Strike в форуме Психоанализ 1 2070 vale
    Чт сен 29, 2011 9:46 pm

Вернуться в Психоанализ

Перейти: Выберите форум —————— Служебные Новости Вопросы администрации Тестирование сообщений Реклама Наука и техника Наука и техника Астрономия Биология Генетика Консультации по генетике Иностранные языки Английский язык — English Испанский язык — Spanish Итальянский язык — Italian Китайский язык — Chinese Немецкий язык — German Португальский язык — Portuguese Русский язык — Russian Французский язык — French История Математика Медицина Медицинские консультации Педагогика Социология Физика Филология Философия Химия Экономика Консультации по фондовому рынку ЦБ, интернет-трейдингу Электроника Компьютеры Юриспруденция Юридические консультации Максима Привалова IT-технологии Доменные имена Дизайн ИИ и нейросети Кибербезопасность Компьютеры Новости Интернета Поисковые системы Операционные системы Программирование Разработка сайтов SMM Общение Дневники и игры Популярные дневники Новые дневники Дарлана — некромант Звезды нас ждут сегодня Неокосмизм Театр юного, но седого зрителя… Башня старца Фура Так что там с пятеркой, еще раз? Говорят, что мы аморальны, но мы просто свободны… Между лесом и морем Тёмная вода глубока Пикник Солнечный мир В гостях у Сказки Миф об Auri Терра Соционика Ивняк Винегрет Кин-дза-дза! My Sleeping Karma В облаках… И завтра будет солнце… Тихий уголок s.m. MISTИКА Литературная арена Зимбабве Медведион Параллели, взаимосвязи и интересная информация Мигъраҗ Бредильник Великая ложа Астарта Гоблинштрассе 90-210 бис Ноосферический Гамлет в вакуумном диоде Тетрадь по музыке. Партия скрипки Дневник Теда Бесконечность плюс 4 Нестрашный суд Справочник фельдшера Ясыть Место взаправдашних сил Отблески забытой славы В бочке с Диогеном В той чужой соколиной стране… Звездная пыль Двор чудес Hic sunt pumae Игры в догонялки с судьбой Посторонним в… Магия снов Кто умирал, тот знает, что живет! Ocean of Light Максимум максиморум Собиратель цветов Бизнес по максимовски Тараканьи посиделки, или в тихом омуте… Подземелья и монстры Do I dare disturb the Universe? Простая неправильная жизнь Театр абсурда northanger abbey Карточный дом ……..нора…….. Архив старых дневников Путевые заметки Как не стоит жить Корабль в небе Мысли вслух Потерянные в раю Эвелина hour-glass Чердачок с кошмарами Бложик сумасшедшей птицы Гнездо буривуха Мигая мне фонариком, плывёт баржа Корпорация Бета Яблоковая страна Долой складки! Затерянный остров Другой глобус «Внутренний» мир – истинная реальность Aine Casa de ilusion Larnaland Детский БЛогик Зазеркалье Путь к свету Как всё запущено! Птицефабрика Привал Я иду по городу… Сердце мира Разлом действительности в поисках скрытого… Лабиринты собственной души Человек на луне Я вас люблю! Strawberry Fields Мыслишки ни о чем Тайная обитель явных мыслей Интересности Дорогой сна Декаданс Лента Мёбиуса Хай Берр Медленно, тяжко и верно… Хочешь изменить мир? Начни с себя! Диснейленд Игры онлайн Мафия Лабиринт Минотавра Бойцовский клуб Экзамен Вылазка Катастрофа Итог Посвящение Будни Выжившие Катастрофа Компьютерные игры Хеллоуинский маскарад Поздравления Разговоры за жизнь Авто Животные Литература Музыка Работа Вакансии Резюме Религия Спорт Боевые искусства Бокс Лыжи Футбол Хоккей Шахматы Танцы Туризм Фото Фотоальбом Альфы Фотоальбом Беты Фотоальбом Гаммы Фотоальбом Дельты Хобби Эзотерика Юмор Соционический юмор Фотоприколы Психология Прошу совета Беременность и роды Внешность Йога, фитнес, массаж Депрессия Жизнь и смерть Зависимость Измена Как познакомиться? Соционические знакомства Кто я? Определение своего соционического типа личности Определение своего психософского типа Любовь Первый секс Одиночество Понимание Проблема выбора Расставание Саморазвитие Семейные отношения Родители и дети Клуб молодых мам Социофобия Архив психологических консультаций Консультации ведет психолог Сергей Чернышёв Психологическое консультирование (гештальт-терапия) Консультации Ирины Лопатухиной On-Line консультации психолога Ильи Стародубцева Консультации психолога Григорьевой Елены Коучинг-консультирование Психологические консультации Смирновой Анны Консультация психоаналитического психотерапевта Онлайн консультации с психологом Асей Ивановой Консультации Елены Высоцкой Консультации психолога для родителей Психологическую консультацию ведет психолог Ирина Калинина Психологическое консультирование Психологическая поддержка в сложные моменты жизни Быть, а не казаться. Психологическая консультация Психология для реальной жизни Помощь психолога Консультации Ольги Голубевой Психологическая помощь Консультации психолога Любови Владимировой Консультации Марины Герасимовой Кабинет психолога Зверевой Марии Консультации Елены Густовой Проблема самоопределения, самоактуализации Кризис среднего возраста, бизнес и лайф-коучинг Консультации психолога Максима Шрамкова Диалог с голосами Вопросы к психологу, отвечает психолог Бикмухаметов Ильдар Консультируют психологи Елена Заманская и Мария Сычёва С точки зрения психоанализа.. Психологический взгляд на семейные проблемы Психологическая консультация Психологические консультации Игнатьевой Веры Консультации психолога Елены Тухарели Консультации Наталии Грибановой Психологические консультации Другие консультации Консультации графологов Консультации по расстановкам Консультации по соционике Направления психологии Аналитическая психология Гендерная психология Гештальт Графоанализ Графологическое консультирование. Графология –анализ почерка Гуманистическая Когнитивная Коучинг НЛП Психоанализ Психодрама Психолингвистика Психология эмоций Расстановки по Хеллингеру Расстановки в разных городах Психологическая диагностика, консультация и терапия Анастасии Консультации Маргариты Матвиенко Системные расстановки, консультации Кирилла Светицкого Консультации Марии Ракитиной, отзывы, обсуждения, расстановки по Хеллингеру Семейная терапия Социальная психология Телесно-ориентированная Типологии Типология Майерс-Бриггс Транзактный анализ Трансперсональная Психосоматика, трансперсональная и перинатальная психология Словарь Видео Наши журналы Тренинги Расстановки по Хеллингеру Соционические тренинги Консультации психологов Психологические тесты Тесты по соционике Профессиональные тесты Ассоциации Профессиональные Профориентация Темперамент IQ Прикольные тесты Время Женские Искусство Любовные Мистика Мифология Национальные Разные Смерть Твой образ Фэнтези Характер Цвет Соционические квадры Клуб Квадра Вкус жизни В тихом омуте Дивергент Знакомства КБ «Грядущее» Кинотеатр Квадра Кот Шрёдингера Краткость Пиратская гавань Очевидный интуит Экстра-класс Этические грани Альфа Дон Кихот Дюма Робеспьер Гюго Дон Кихот — Дюма Гюго — Робеспьер Бета Жуков Есенин Максим Горький Гамлет Жуков — Есенин Гамлет — Максим Горький Гамма Гамма как она есть Наполеон Бальзак Джек Лондон Драйзер Наполеон — Бальзак Джек Лондон — Драйзер Дельта Гексли Габен Штирлиц Достоевский Габен — Гексли Достоевский — Штирлиц Соционика Типирование на форуме Типирование по психейоге Архив типирований Дон Кихот Дюма Робеспьер Гюго Жуков Есенин Максим Горький Гамлет Наполеон Бальзак Джек Лондон Драйзер Гексли Габен Штирлиц Достоевский Групповое типирование Как отличить? Консультации Консультации по ассоциативной соционике Ольги Тангеманн Ассоциативная соционика Консультации Валентины Мегедь Консультации по инструментальной соционике Консультации по соционике и психолингвистике Театр личности Мирчи Шнайдер Соционические консультации Владимира Львова Используем соционику эффективно Консультации по типологиям Методы типирования Особенности типов Отзывы Тесты по соционике Психологические тесты Соционика HR-соционика Ассоциативная Консультации Ольги Тангеманн Арт Видео Гендерная Гуманитарная Детская Инструментальная Интегральная Интимная Интертипные отношения Активация Деловые Дуальность Дон Кихот — Дюма Гюго — Робеспьер Жуков — Есенин Гамлет — Максим Горький Наполеон — Бальзак Джек Лондон — Драйзер Гексли — Габен Достоевский — Штирлиц Заказ Зеркальные Квазитождество Контроль Конфликт Мираж Погашение Полудуальные Родственные Супер-Эго Тождественные Клубы Екатеринбург Москва НИИ соционики Клуб «Я и мы» Клуб Тerra-socionika Научное Соционическое Общество Клуб «Социотип» Телесоционика Центр практической психологии и соционики Агентство «Социон» Новосибирск Ростов Клуб РСС Санкт-Петербург Украина Сайты Книги Критика Модели и функции Модель А Признаки Рейнина Нейросоционика Системная Текстовая Физиогномическая Эксперименты Эксперимент — тексты Эксперимент — почерк Эксперимент — рисунки Эксперимент — диафоры Эксперимент — сказки Юмор Типы знаменитостей Базы знаменитостей Актёры Бизнесмены Боги и мифы Литературные герои Музыканты Мультфильмы Писатели Политики Сериалы Спортсмены Телеведущие Учёные Фильмы Фотомодели Художники Психе-йога Афанасьева Психософия Афанасьева Интертипные в психе-йоге Исследователи типологий Клубы и типы в психе-йоге Клуб ЛФ Аристипп (ФЛВЭ) Эпикур (ФЛЭВ) Бертье (ЛФЭВ) Платон (ЛФВЭ) Клуб ЛВ Сократ (ВЛЭФ) Ленин (ВЛФЭ) Эйнштейн (ЛВЭФ) Лао-цзы (ЛВФЭ) Клуб ВФ Твардовский (ВФЭЛ) Наполеон (ВФЛЭ) Чехов (ФВЭЛ) Гёте (ФВЛЭ) Клуб ЭЛ Андерсен (ЭЛВФ) Руссо (ЭЛФВ) Паскаль (ЛЭВФ) Августин (ЛЭФВ) Клуб ЭФ Дюма (ФЭВЛ) Борджиа (ФЭЛВ) Бухарин (ЭФЛВ) Пушкин (ЭФВЛ) Клуб ВЭ Толстой (ВЭФЛ) Ахматова (ВЭЛФ) Газали (ЭВЛФ) Пастернак (ЭВФЛ) Методы типирования Типирование по психе-йоге Соционическое типирование Исследователи типологий Типы знаменитостей по психе-йоге

Кто сейчас на конференции

Психоанализ сказки

Сказка — это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития и отреагировать инфантильные травмы. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Причем из огромного количества фольклорного материала, постоянно создаваемого устным народным творчеством, сохранились лишь немногие избранные тексты. Почему? Наверное, потому, что в этих сказках, рассказанных именно в такой форме, содержится что-то нужное ребенку, что может ему помочь. Поэтому важно рассказывать детям прежде всего народные сказки или сказки, созданные при непосредственном контакте с носителями народной культуры (сказки Ш.Перро, братьев Гримм, А.С.Пушкина), которые уже доказали свою воспитательную силу.

Сказки способствуют формированию зрелой личности, выработке адекватных механизмов защиты Я. Создаваемые веками народные сказки вобрали в себя оптимальный опыт педагогического (а в случае необходимости, и психотерапевтического) взаимодействия между ребенком и взрослым. На бессознательном уровне сказки предлагают пути разрешения важнейших кризисов, закономерно возникающих в ходе нормального детского развития.

Так, психические последствия травмы рождения и страха «быть пожранным матерью», описываемых во многих психоаналитических исследованиях, помогают проработать сказки «Колобок», «Теремок», «Репка»; сказка «Репка» помогает также смягчить переживания сепарации от матери и преодолеть симбиотические стремления (земля, в которой растет репка, — «мать сыра земля» – это важнейший орально-материнский символ); травму орального отказа помогают проработать сказки о Бабе-яге, о пряничном домике; травму приучения к горшку — сказка о «Курочке Рябе»; травму наблюдения коитуса родителей — сказка о Жар-птице; инцестуозную травму — «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»; кастрационную травму — сказка о Коньке-горбунке и другие сказки, где героя жгут, варят и режут.

Когда психоаналитик читает или слушает народную сказку, то, конечно же, он видит в ней отражение закономерностей психического развития ребенка – последовательности прохождения оральной, анальной и фаллически-эдипальной стадий психосексуального развития. Вспомним, как начинается «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица,

Говорит одна девица,

То сама на весь бы мир

Приготовила я пир.

Фиксация на еде характерна для оральной фазы – самой ранней стадии развития младенца.

Кабы я была царица,

Говорит ее сестрица,

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Вторая стадия – анально-садистическая. С психическими переживаниями анальной стадии связано, по З.Фрейду, производство или создание продукта труда. Прототип производства – это выделение ребенком стула, что может доставлять ребенку радость и удовольствие. При этом важно, чтобы ребенок мог видеть свой продукт. Для анальной фазы характерно также, что ребенок впервые начинает осознанно относится к одежде. Отсюда радость производства одежды у второй сестрицы из сказки А.С.Пушкина.

Кабы я была царица,

Третья молвила сестрица,

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

Желание стать женой отца («батюшки-царя») и родить для него ребенка наиболее характерно для переживаний девочки на эдипальной стадии психосексуального развития.

Характерно, что именно такая последовательность, отражающая прохождение оральной, анальной и фаллически-эдипальной стадий психосексуального развития, встречается во многих народных сказках. В «Царевне-лягушке» царь призывает сыновей, после того, как они поженились, на боярышне, купеческой дочери и на лягуше-квакуше, и приказывает: «Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу». На другой день он повелел, чтобы жены «соткали за единую ночь по ковру», а на третий – чтобы сыновья явились с женами к нему на смотр и танцевали.

Народные сказки нередко кажутся жестокими. Например, в неприукрашенных вариантах сказок типа «Теремок», «Терем мухи», «Рукавичка» медведь просто сел и раздавил всех обитателей теремка (Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева, 1982). В определенной мере переживание страха необходимо ребенку, оно насыщает его психику архаичной энергетикой защитной «боязни» и сдерживает агрессивные импульсы фобийными образами (МедведевВ.А., 1996, с.8). Страшная сказка служит при этом компенсацией инфантильных конфликтов. Слушая страшную сказку, ребенок учится переживать страх. Впоследствии, сталкиваясь с реальными страшными ситуациями, он в определенной мере уже будет к ним подготовлен.

Способность переживать страх необходима для того, чтобы любить, чтобы преодолеть первичный нарциссизм. Bruno Bettelheim отмечал, что только тот герой в сказке способен жениться, кто познал, что такое страх (BettelheimB., 1984). Сказка помогает направить (канализировать) переживание страха вовне, проецируя страх на образ Бабы-яги, Кощея и др. Сказка учит обращаться со страхом. В этой связи можно говорить об «адекватном сопровождении каждого этапа личностного развития ребенка средствами сказочной культуры» (МедведевВ.А., 1996, с.8).

Сказку можно сравнить с переходным объектом. Д.В.Винникотт считал, что переходный объект помогает ребенку постепенно перейти от стадии полной зависимости от матери к объективным и полноценным отношениям в мире реальных объектов. Переходный объект занимает при этом промежуточное положение между этими полюсами. Д.В.Винникотт называл это состояние интермедиарным (промежуточным) или потенциальным пространством, считая, что эта область познания образуется из основополагающего феномена иллюзорных переживаний и иллюзий у ребенка. В последующем развитии интермедиарная (промежуточная) область познания продолжается в феномене игры, в креативности (творческих способностях), в философии и религии. Она также позволяет в дальнейшем наслаждаться иллюзиями и субъективными представлениями в искусстве и обмениваться ими с другими людьми. Особенно важным переходный объект становится при засыпании во время отхода ребенка ко сну. Сон означает для ребенка уход от мира объектов, как бы «временную смерть». Сказка помогает легче перенести эту «потерю».

René Diatkine считает, что психическое развитие можно представить как последовательность кризисов, среди которых можно выделить три наиболее значимых. Первый кризис происходит на втором году жизни, когда отсутствие либидонозно заполненного объекта (матери) вызывает переполнение неприятными аффектами. Второй кризис относится к усилению Эдипова комплекса в возрасте 5 — 6 лет. Третий кризис наступает с началом полового созревания и характеризуется тем, что становится необходимым частично отказаться от галлюцинаторного осуществления желаний и учитывать существование другого человека — приходится считаться с тем, что у другого человека есть как собственное тело, так и собственные желания (DiatkineR., 1987, с.78-79).

Каждое критическое состояние требует от ребенка как определенных достижений и приобретений, так и определенных отказов. Сказка помогает поддерживать необходимую дистанцию в переживании крайне неприятных аффектов, сохраняя психическую целостность. Чтобы сопровождающий кризис отказ не переживался как потеря объекта, сказка помогает субъекту получить удовольствие от возникновения новых желаний. Благодаря сказочным героям появляется репрезентация важнейших объектов (прежде всего родителей), которые вторично заполняются любовью (катексис либидо). Происходит не только ослабление драматизации конфликта, но и позитивное воздействие на развитие ребенка.

Одна из самых страшных тем детских сказок — это тема рождения и смерти. Защита от соответствующих страхов в детской литературе часто происходит в форме вытеснения смерти и утверждения бессмертия героя, который даже не стареет. В самой утрированной форме возраст героя вообще точно не определен, неизвестны ни его родители, ни его происхождение. Он не женится, не имеет детей. Именно эти особенности героя обуславливают, по мнению R.Diatkine, успех многих рисованных комиксов, детективов, сериалов: хотя Эркюль Пуаро уже далеко немолод и его жизненный путь устлан множеством трупов, сам он стареет или изменяется столь же мало, как и Джемс Бонд. В сказках же, напротив, рождение и смерть часто сопровождают друг друга. В наиболее чистой форме это отражает судьба матери героя, которая умирает, рождая его на свет. Тем самым сказка прорабатывает на символическом уровне значение рождения и смерти в жизни человека.

В сказке проявляется амбивалентный катексис ребенком родителей (т.е. любовь и ненависть к ним одновременно), который вызывает у детей агрессивные фантазии, а также фантазии смерти, которые могут проявляться как непосредственно (страх смерти родителей), так и опосредовано (детские фобии и кошмары). R.Diatkine считает, что несмотря на явные отличия, существует определенная аналогия между вызываемой сказкой психической активностью и работой горя, при которой включение предсознательных репрезентаций позволяет субъекту жить дальше, не разрушая первичных идентификаций, образующих его нарциссическую когерентность (внутреннюю целостность).

Важным условием сказки является повторение некоторых моментов, когда драматическое действие достигает тяжело переносимой интенсивности. Часто речь при этом идет о смертельной угрозе для героя (исходящей от персонажа, символизирующего «злую часть» родительского объекта) или о возможном осуществлении инцеста. Например, в сказке братьев Гримм о Белоснежке злая королева-мачеха трижды пытается погубить Белоснежку, повторяя при этом одни и те же слова (Золотая книга лучших сказок мира, 1992, с.425-436). Подобная реприза перестраивает господствующие аффекты, которые были вызваны повествованием. Страх смерти субъекта (тема многих кошмарных сновидений ребенка, приводящая к его полному страдания пробуждению) преобразуется в рифму-считалочку, позволяющую превратить страшное в смешное.

В то же время не следует забывать, что сказка всегда несет в себе невротические тенденции как ребенка, так и рассказывающего сказку взрослого. Об этом не следует забывать, бесконечно повторяя одну и ту же сказу. Повторение сказки полезно лишь в определенной мере, почувствовать которую поможет интуиция родителя — материнское сердце.

Психотерапия по методу символдрамы открывает новые возможности психотерапевтического использования сказки. Символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия (Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву»), — это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода символдрамы составляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

Процедура терапевтической сессии при применении метода, следующая. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х.Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом тему — стандартный мотив. Представляя образы, пациент с закрытыми глазами рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа: «да», «угу», восклицаний типа: «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» или «Далеко ли это дерево?», что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?»

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут. Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 — 15 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Метод символдрамы хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

Опыт применения символдраматического метода в России, на Украине и в Белоруссии говорит об отсутствии каких либо препятствий лингвистического или культурального характера для его адаптации. Принятие метода многими практикующими в нашей стране психотерапевтами и многочисленные примеры достижения ими выраженных терапевтических успехов при работе с пациентами свидетельствуют о высокой степени «конгруэнтности» метода для российских условий. Эмоционально-образный подход в разрешении внутренних конфликтов более характерен для российской ментальности, чем чисто аналитические техники.

Адаптируя метод символдрамы для работы в отечественных условиях, нами была разработана методика, сочетающая в себе элементы сказкотерапии и символдрамы, получившая название «Кататимный поход в сказку». Методика показана как для работы с детьми и подростками, так и для работы со взрослыми. Противопоказанием для использования методики «Кататимного похода в сказку» являются: 1) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния; 2) церебрально-органические синдромы в тяжелой форме; 3) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85; 4) недостаточная мотивация.

Структура психотерапевтического занятия определяется следующими четырьмя важными фазами. Сначала с пациентом проводится предварительная беседа (15-20 минут), в ходе которой его просят рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказка малоизвестна, пациент пересказывает эту сказку. Важно, когда пациенту впервые рассказали или прочитали эту сказку, кто ее читал или рассказывал, как и где это происходило. Пациента спрашивают о том, какие моменты сказки его особенно волновали, как он относился к отдельным героям.

Затем с пациентом проводится упражнение на релаксацию (1-5 минут). Его просят закрыть глаза и расслабиться. Третья фаза – это собственно представление образа на заданную психотерапевтом тему (от 5 до 40 минут, в среднем около 20 минут). Пациенту предлагают представить, что он оказался в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы: «Представьте себе, что Вы оказались в сказке… Всё, что Вы представите, — это хорошо. Мы можем работать с любым образом.»

Иногда пациент представляет себя одним из героев сказки, например, Гадким Утёнком. Но чаще он наблюдает за сказочными героями как бы со стороны и лишь затем вступает с ними во взаимодействие.

После окончания представления образов с пациентом проводится последующее обсуждение (5-10 минут), и пациенту дается домашнее задание нарисовать представленное в образе и записать всё в специальном дневнике. Рисунок и текст обсуждаются затем на предварительной беседе следующего сеанса.

В ходе работы с любимой сказкой по методу символдрамы выявляются многие проблемы и глубинные личностные конфликты. Поэтому «Кататимный поход в сказку» может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже одно занятие по методике «Кататимного похода в сказку» оказывает мощное терапевтическое воздействие на пациента и дает ему ресурсную подпитку. Происходит глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. «Кататимный поход в сказку» дает возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.

Литература

Эссе

Сказка начинается со следующих строк:

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

Царь уезжает, царице тяжело, присутствует ощущение тоски, печали, одиночества, при этом царица в это время ждет ребенка. Всю беременность мать проводит в ожидании, и как только рождается дочь, на пороге появляется царь – отец.

Однако счастья не случилось, как только царица взглянула на появившегося мужа, то от нахлынувших на нее чувств, умерла, а через год царь уже женится на другой.

Таким образом, в отношениях новорожденной дочери и матери, собственно, не было матери, как только появляется фигура отца (дочь и отец «встречаются»), мать умирает и возникает мачеха. Молодая царевна растет и расцветает не по дням, а по часам назло этой самой мачехе.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела.

Представляется, что вся сказка – это история про развитие Эдипова комплекса у девочек. Здесь мы сталкиваемся с проблемой женственности. При этом, можно предположить, что это, скорее всего, проработка Эдипа уже в подростковом возрасте (раньше замуж выдавали рано), где, если все протекает в нормальном варианте, Эдип окончательно разрешается.

Мачеха завидует красоте своей падчерицы и пытается ее извести, поскольку та — главная соперница за отца.

«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.

Зеркало – символ внутреннего, бессознательного мира мачехи. Мачеха обращается к своим глубинным чувствам, откуда получает ответ.

Пока царевна была маленькая, она, очевидно, мачеху не беспокоила, но как только та достигла периода половой зрелости (в сказке говорится: «И жених сыскался ей Королевич Елисей»), стала представлять явную угрозу, с которой мачеха уже не могла мириться и готова была на все, вплоть до физического уничтожения падчерицы.

Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Здесь мы видим бессознательное желание матери не допустить соперницу, не допустить, чтобы девочка стала женщиной, «задавить» ее женское начало. Мать убивает свою дочь в качестве будущей женщины.

А что же со стороны девочки? Девочка входит в Эдип уже кастрированной, с нарциссической раной, с недостатком себя. И свои претензии по поводу ущербности девочка КАК БЫ обращает к матери ввиду фантазии, что именно мать ей либо недодала пенис, либо отняла за что-то. И девочка поворачивается к отцу в поисках того, что недодала ей мать и меняет свой объект, объектом ее влечения становится отец.

В сказке мы это видим в том, что царевна спасается от съедения волков, куда ее направила злая мачеха, и в лесу набредает на терем, где живут 7 богатырей. Убранство дома сразу внушает ей доверие.

В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!

Представляется, что 7 богатырей – это собирательный образ отцовской фигуры. Отношения между царевной и богатырями напоминают отношения отца и дочери. Царевна живет в их доме, ведет хозяйство (убирает, готовит и пр.), не перечит братьям, относится к ним с почтением, они ее также почитают и относятся как к меньшой.

А хозяюшкой она
В терему, меж тем, одна
Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.

Вместе с тем, в определенный момент у царевны возникает фантазия про отношения с отцом, про то, чтобы выйти за него замуж. В сказке это отражается в следующем эпизоде, где царевна говорит со старшим из братьев (опять же отсылка к образу отца).

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.

Чувствуя это, царица не унимается, прознав с помощью волшебного зеркала, что молодая царевна жива, она направляет чернавку к ней под видом старухи, чтобы бы та извела ее – дала отравленное яблоко. Т.е. пока царевна живет у 7 богатырей – она все еще соперница для своей мачехи и та хочет ее убить.

Яблоко – символ соблазна, «первородного греха». Оно влечет царевну и та не удерживается от желания вкусить его. Но яблоко отравлено (испорчено) и это отравленное яблоко дала ей ее мачеха. Можно предположить, что это бессознательные фантазии матери о том, чтобы убить в дочери желание к отцу, сделать ее не женственной. В итоге царевна «мертвая», жизненной энергии нет, не растет, застыла, мать не стареет.

Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору.

Примечательно, что богатыри понесли царевну именно в гору (пещеру). Можно предположить, что гора – это символический образ матери (ее чрева), в которую царевну помещают. Можно сказать, что здесь со стороны девочки (царевны) произошел отказ от отца. В своем отказе от отца, царевна идентифицируется с матерью и принимает на себя женскую сексуальную идентичность. И как только это происходит, царевну находит ее жених – Королевич Елисей и царевна оживает.

Возможно, неподвижность царевны (в сказке не раз отмечается, что ее замершее состояние было скорее похоже на сон, чем на смерть) – это также некая остановка, принятие своей кастрированной природы. Ведь для того, чтобы принять идентификацию с мамой девочки должны принять свою кастрированность.

Счастливая пара отправляется домой. И как только злая мачеха видит счастливых жениха и невесту, появляющихся у ворот, она умирает и, соответственно, отношения соперничества исчезают. Дочь больше не угроза для матери, мать – не угроза для дочери. Мы видим благополучное разрешение Эдипова конфликта.

Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Раздел «Статьи»

Другие статьи преподавателей и студентов института:

Психоаналитическое эссе на тему сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Психоаналитическое понимание сказки про Колобка

Эссе на тему сказки «Красная Шапочка», на тему сказки «Синяя Борода»

Психоаналитическое резюме на аниме Pandora Hearts

Проекции и контрперенос в работе с подростком

Сравнение отношения ко Злу/Тени

Эссе на сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Психоаналитическая интерпретация сказки «Медведь – липовая нога»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *