Стихотворение о гжели

Участник проекта
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»

Стихотворения неизвестных авторов

* * *

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.

— И игрушки и посуду

Прославлять вам здесь мы будем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

— Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

— Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Похвалиться привезли.

* * *

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь:

Известно всем в народе ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние –

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный сердечнее

встречай!

* * *

Что случилось? Бело вокруг.

Лишь голубые цветы встали в круг.

Синий цвет и белизна…

Это Гжель к нам пришла.

Белое поле, цветок голубой,

Как хорошо мне рядом с тобой.

Синяя речка, берёза бела…

Ой, до чего же ты, Русь, хороша

Белая глина, белый фарфор,

Синяя краска, синий узор.

Это ты, Гжель, родная моя.

Спасибо, что к нам ты пришла!

* * *

В тихом Подмосковье река Гжелка бежит.

Вдоль этой речушки деревенька стоит.

Резные оконца, на крыше конёк.

Из чистого колодца водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому, чудо творят.

* * *

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель

* * *

Мастер как по снегу

Кистью проводил.

Голубая, синяя — сеточка, цветок.

Вот и нарядился

Для сказки теремок.

Здесь все звездное небо голубое:

Голубой и кот,

Голубое озеро, голубой цветок.

Мастер голубое небо отразил.

Воду голубую в озеро налил.

Петушок, да сказочный

В сине-голубом.

И русская девица.

В платье голубом.

Голубые кудри вьются над челом.

У молодого парня с холодненьким кваском.

Гжель — родная матушка, голубая вся.

На Руси прославилась она.

Стихотворение Л.Куликовой

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!…

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Стихотворение Светланы Ледковой

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

Стихотворение Натальи Цысь

Мы из глины смастерили

Белый кукольный сервиз.

Знаем роспись гжельскую России,

Сказочно рисуем синих птиц.

Тонкой линией узоры

Листик словно капелька

Голубые переливы

Гжельского мазка.

Мы рисуем русскую берёзку,

Листья, ветки, завитки.

Волшебную русскую сказку

Кистью первые мазки.

Чашки, чайники, сервиз

Расписали мастера.

Птицы счастья — наш девиз,

Сказочные города.

Точки, линии, кружочки

Пальчиками кисть держать!

Полетели наши птички,

Мы научились рисовать!

Стихотворение Эдуарда Гольберга

ГЖЕЛЬ — ЗЕМЛЯ МОЯ РОДНАЯ

Гжель — земля моя родная.

Сколько лет и сколько зим

Ты цветёшь не увядая,

Полыхая голубым.

В этом пламени чудесном

Вижу буйный твой расцвет-

В сочетании небесном

Белый цвет и синий цвет.

Древний край в обличье новом, Как шекспировский сонет,

Ты звучишь высоким словом —

Белый цвет и синий цвет.

И для всей большой России,

Не одну уж сотню лет,

Даришь ты свой бело-синий,

Бело-синий свой букет.

Стихотворение Анны Хохломы

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

В лепестки и облака –

Изразцы для печки,

Голубые кружева,

Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

Завитушки линий.

Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка

Тайна чудо — глины.

На Руси живёт века

Промысел старинный.

Поколенья мастеров

Бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов,

Наши Боттичелли!

Источники информации

  • Стихи о гжели
  • Подборка стихов по теме «Декоративная роспись — гжель»
  • Стихи.ру
  • Гжельская роспись. Стихи
  • Гражданская лирика Э. Гольберга

«В мастерской гжельских художников»

Декоративное рисование в старшей группе

Цель: Продолжать приобщать детей к народной культуре через знакомство с изделиями народно-прикладного искусства;

Задачи:

1. Образовательные:

· Закреплять знания об элементах гжельской росписи (роза, цветы, завитки, сеточка, прямые и волнистые линии);

• упражнять в составлении узора на готовой форме;

• упражнять в смешивании цветов краски (синий и белый, получая разные оттенки голубого цвета;

• закреплять знания о других видах декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка; хохломская роспись).

2. Развивающие:

• развивать творчество, фантазию, воображение, художественный и эстетический вкус; умение видеть неповторимую красоту изделий мастеров гжельской росписи;

3. Воспитательные:

· Приобщать детей к истоком русской народной культуры, уважение к рукотворному труду.

Предварительная работа:

• беседы, рассматривание иллюстраций и предметов народных промыслов;

• знакомство с историей возникновения художественных промыслов.

Оборудование и материалы:

• изделия народно-прикладного искусства;

• гуашь белого и синего цвета, кисти разных размеров. Баночки для воды, тряпочки, палитра для смешивания красок;

• вырезанные силуэты посуды и предметов.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей войти в групповую комнату и обращает внимание на необычную обстановку. В группе оформлены декоративные столики с изделиями народных мастеров.

Воспитатель: ребята, издавна на Руси трудились народные умельцы и пользовались доброй славой. Перед вами изделия народных мастеров, вам знакомы они?

Дети: да.

Воспитатель: я сейчас это проверю. Я буду вам загадывать загадки и читать стихи, а вы будете внимательно слушать и угадывать, про какую роспись я читаю или о каком изделии.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и бараны смешные,

Табун разноцветных коней.

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд.

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка – распушенные бока,

Для кого-то глина стала вдруг павлином!

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: а как называется роспись?

Дети: Дымковская.

Воспитатель: молодцы, правильно ответили.

— Откуда пришла к нам эта игрушка?

Дети: Из села Дымково.

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А ложки солнцем залитые.

Дети: хохлома!

Воспитатель: молодцы! Снова верно ответили.

-Как называется роспись?

Дети: хохломская.

А вот еще висят предметы –

Не красивы, не приметны,

Белые, нерасписные,

Но немного голубые?

— Как вы думаете, про какую роспись эта загадка?

Дети: гжельскую.

— Сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели».

Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Решили лепить такие изделия, которых свет не видывал.

Стали думу-думать. Как бы украсить позатейливей?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда и игрушки людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель».

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжель

— Воспитатель: А кто мне скажет, чем гжельская роспись отличается от других, ведь ее элементами являются и цветы, и завитки, и кружки, и полоски, и ягодки?

Дети: её расписывают голубой и синей краской.

— Да прежде всего синим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

Так давайте же сегодня представим себя гжельскими художниками, а это наша мастерская. Чтобы и этот уголок стал красивым, давайте распишем эти белые предметы гжельской росписью. Выберете себе тот предмет, который вы хотите расписать и садитесь на свое рабочее место.

Воспитатель уточняет у детей, для чего нужна палитра и кисти разных размеров. В помощь детям на мольберт выставляется плакат с элементами гжельской росписи.

Пальчиковая гимнастика

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Воспитатель: ну, гжельские художники, можете приступать к работе.

Под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать.

Воспитатель направляет и помогает затрудняющимся.

Затем дети выставляют свои работы на вертикальную полку и рассматривают вместе с воспитателем.

Воспитатель:

Вы не просто детвора,

Вы ребята – мастера.

Взяли кисти, краски взяли,

И узор нарисовали

Ярко-синий, голубой.

Узор гжельский, вот какой!

— Скажите, кому тяжело было расписывать заготовку?

— У кого получилась самая нарядная работа?

— Кто правильно расположил рисунок на своём изделии? А кто нет?

— Покажите самую аккуратную работу.

Спасибо за хорошо выполненное задание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *