Детство это период

Список литературы диссертационного исследования кандидат медицинских наук Соколова, Наталья Глебовна, 2006 год

1. Агаджанян Н.А., Баевский P.M., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь: Изд-во СГУ. — 2000. — 204 с.

2. Акинщикова Г.И. Телосложение и реактивность человека. JL: Изд. ЛГУ, 1969.-90с.

3. Аксенова О. А. Характеристика анатомических компонентов, определяющих соматотип людей юношеского и первого зрелого возраста в норме и при сколиозе. Автореф. дис.кандидата мед.наук., РнД., 1999. 30 с.

4. Алексеева Т.Н. Адаптивные процессы в популяциях человека. М.: Изд-во МГУ, 1986.-212 с.

5. Алексеева Т.Н. Антропология медицине. — М.: Изд-во МГУ, 1989. -244 с.

10. Башкиров П.Н. К вопросу о понятии «физическое развитие человека»// Вопр.антропологии. 1964. — Вып. 18. — С. 20-35.

11. Башкиров П.Н. Пропорции тела у различных пропорциональных типов // Учен. зап. МГУ, 1937. Вып. 10.- С. 103-147.

12. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. — М.: Изд. МГУ, 1962.-340 с.

13. Берговина M.JL, Бочаров М.И. Физическое развитие детей севера России// Материалы Международной конференции «Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии». — М. 2003. — С. 38-39.

14. Бернштейн Н.А. О построении движений.-М.: Медгиз, 1947. 255 с.

20. Буланова О.В. Региональные особенности длины и массы тела девочек 46 лет и их влияние на габаритные показатели варьирования// Здоровье. Физическая культура. Спорт. Смоленск. — 2002. — С.36-38.

21. Бунак В.В. Антропометрия. -М.: Учпедгиз, 1941. 367 с.

22. Бунак В.В. Методика антропометрических исследований М. — JL: Госмедиздат, 1931.-222 с.

25. Бунак В.В. Современное состояние и задачи морфологии человека // Антропол. журн. 1934. — N.3. — С.21-31.

26. Бунак В.В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии человека и его типах // Учен. зап. МГУ. М., 1940. — Вып.34. — С. 7-57.

28. Бутова О.А., Лисова И.М. Корреляции некоторых параметров конституции человека. Морфология. 2001. — Т 119, №2. — С. 63-65.

29. Васильев С. В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М.: Изд-во РОУ, 1996.-С. 167-172.

32. Властовский В.Г Акселерация роста и развития детей. М.: МГУ, 1976.

33. Властовский В.Г. О комплексной оценке физического развития детских коллективов // Гигиена и санитария. 1966. №11 — С. 91-95.

36. Воробьев А.И. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. -М.: Физк. и спорт, 1971. -223 с.

38. Воронцов И.М. Здоровье: от педиатрии развития к интегральной онтогенетической профилактической медицине// Материалы IV Международного Конгресса по интегративной антропологии. СПб: Издательство СПБГМУ, 2002. — С. 65-68.

39. Воропаева С.В. Возрастные особенности физического развития школьников из различных экологических районов// Материалы международной научной конференции «Физиология развития человека», альманах «Новые исследования». М. — 2004. — № 1-2 — С. 119-120.

46. Горст Н.А. Соматотип и характеристика основных морфологических свойств индивида// Сборник научных трудов «Актуальные проблемы морфологии». — Красноярск. — 2004. — С. 83-84.

49. Грицинская B.JI. Динамика развития детей дошкольного возраста Красноярска// Санитария и гигиена. 2002. — № 3. — С.48-49.

50. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф.дисс.докт.пед.наук. — М.,1979. — 29 с.

51. Давыденко J1.A. Физическое развитие школьников Волгограда//Российский педиатрический журнал. — 2004. № 3. — С.52-54.

52. Давыдовский И.В. Общая патология человека. М.:Медицина, 1969. — 610 с.

55. Дерябин В.Е. Использование компонентного анализа для оценки физического развития мужчин // Биол. науки. 1991. -N 7. — С. 70-78.

56. Дерябин В.Е. Многомерная биометрия для антропологов. М: Изд-во МГУ, 1983.-С. 227.

57. Дерябин В.Е. Морфологическая типология телосложения мужчин и женщин// Автореф. дисс.док.биол.наук. Москва. — 1993. — 53 с.

59. Дерябин В.Е. О корреляции некоторых размеров голени и стопы / / Вопр. антропол. 1974. -Вып.47. -С.157-169.

61. Джохансон Д., Иди М. Люди: истоки рода человеческого. М.: Мир, 1984.-295 с.

66. Дорохов Р.Н. Алгоритм оценки соматического типа детей и подростков для ориентации в видах спорта: Метод, письмо. Смоленск, 1980. — 21с.

67. Дорохов Р.Н. Использование соматотипирования в педагогике и спортивной медицине. Соматические типы и соматотипирование: сборник научных трудов. Смоленск: СГИФК, 2000. — С. 4-21.

70. Дорохов Р.Н. Прогнозирование сенситивных периодов развития на основе соматотитпирования // Состояние здоровья, физическое воспитание, физическое развитие и адаптация к физическим нагрузкам. Смоленск, 1988. -С. 13-14.

71. Дорохов Р.Н. Рекомендации по тренировкам и построению составляющих жизненного уклада// Морфобиомеханические исоматодиагностические особенности адаптивной физической культуры. (Междун. сборник науч. трудов). Смоленск: СГИФК, 2002. — С. 23-27.

73. Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Дисс. докт. мед. наук: 796.012. Москва, 1985. -471 с.

74. Дорохов Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста //Подросток, медицина и спорт. Смоленск, 1975. — С. 50-53.

75. Дорохов Р.Н., Бахрак И.И. Физическое развитие детей школьного возраста// Подросток, медицина, спорт. Смоленск, 1975. — С. 5-53.

76. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Соматический тип и пространственно-временная характеристика развивающегося организма// Сборник научных трудов «Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте». Смоленск: ИКА. — 1999. — с. 20-26.

77. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология. Учебное пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры. — М.: СпортАкадемПресс, 2002. 236 с.

86. Ефремова В.П. Морфофункциональные показатели физическогоiразвития мужского населения Красноярского края:

87. Автореф.дис. .канд.мед.наук. Красноярск. — 1996. — 24.

90. Тез.докл.УП конгр.Междун.ассоц.морфологов. Казань. Морфология. -2004. — № 4. — С.47.

93. Зациорский В.М., Арунин А.С., Селуянов В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека. -М.: Физкульт. и спорт. 1981. — 140 с.

94. Каарма X. Многомерное статистическое исследование системы антропометрических признаков у женщин. — Таллин: Валгус, 1981. — 168 с.

95. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. -Новосибирск: Наука, 1986. 119с. .

96. Калантаевская К.А. Морфология и физиология кожи человека. Киев, 1965.-297 с.

98. Пб.Клиорин А.И. Конституция ребенка // Вопр. охраны матер, и детства. -1977. Т.22, N.1. — С.52-54.

100. Клиорин А.И. О соотношении задержки процессов роста и развития некоторых показателей высшей нервной деятельности вследствие нарушения деятельности сердца у детей // Матер, конф. по возр. и эксперим. кардиол. — Владимир, 1968. С.448-452.

101. Клиорин А.И. Ожирение в детском возрасте. JL, 1978. — 175с.

105. Клиорин А.И., Чтецов В.П. Биологические проблемы учения о конституции человека. Л.: Наука. — 1979. — 164 с.

106. Коган Б.И. Остеогенез и факторы его обуславливающие // Тез. док. X Всесоюзн. съезда АГЭ. Полтава, 1986. — С. 173.

107. Коган Б.И. Типы адаптации организма к экстремальным воздействиям и механическим нагрузкам// Антропогенетика, антропология и спорт. — Винница, 1980. С.253-255.

108. Коган Б.И. Эколого-генетические факторы конституциогенеза//Новости спорт, и мед. антропол. М., 1991. — Вып.2 (6). — С.71-72.

112. Козлов А.И. Эволюционные аспекты изменения формы стопы // Архив АГЭ. 1983. — Т.85, N.7. — С.78-82.

116. Комисарова Е.Н. Интегративная оценка соматотипологических особенностей детей 4-7 лет, проживающих на северо-западе России//

117. Сб.науч.тр. «Актуальные проблемы морфологии». Красноярск. — 2003. — С. 101-103.

119. Комисарова Е.Н., Сазонова JI.A. Функциональные показатели и моторное развитие девочек// Материалы Международной конференции «Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии». -М. 2003. — С. 41-43.

122. Кондрашев А.В. Крнституциональные особенности некоторых рентгенанатомических характеристик правого предсердия//Матер. IV Межд.конгр.по интегр.антропол. СПб: Издательство СПБГМУ, 2002. — С.183-185.

130. Корнетов Н.А. Клиническая антропология методологическая основа целостного подхода в медицине// V М1жнародний конгресс з штегративно1 антропологи. Biomedical and Biosocial Anthropology. — Винница. — 2004. — №2. — С.101-105

131. Корнетов Н.А. Учение о конституции человека в медицине: от исторической ретроспективы до наших дней// Материалы IV Международного конгресса по интегративной антропологии. — СПб. 2002. -С. 190-192.

137. Куршакова Ю.С. Пурунджан A.JL, Лукьянова Л.Л. Изменчивость морфологических и физиологических признаков у мужчин и женщин/ Материалы биометрического исследования межгрупповой изменчивости антропометрических признаков. -М., 1982. С. 16-23.

139. Лавджой О. Эволюция выпрямленного способа передвижения у человека // В мире науки. 1989. -№ 1. — С.64-72.

140. B.Г.Петрухина). -М., Советский спорт, 2001. С. 135-138.

141. Легоньков С.В., Комарова Т.К. Изменение силы мыщц на отрезке генеза 7-18 лет у лиц различных соматических типов//Проблемы возрастной и спортивной антропологии. — Смоленск — 2005 — С. 114-117.

142. Легонькова Т.И. Элементы интегративной антропологии в клинической практике. Соматические, типы и соматотипирование: сборник научных трудов. Смоленск: СГИФК, 2000. — С. 102 -105.

150. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. — М.: Физкультура и спорт, 1982. 198 с.

153. Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте. Клинические лекции для врачей и студентов в монографическом изложении. Л., 1926. — 256 с.

155. Миклашевская Н.Н, Соловьева B.C., Година Е.З. Ростовые процессы у детей и подростков. -М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 187-320

157. Молчанова А.А., Машак А.Н. Взаимосвязь объема щитовидной железы с антропометрическими параметрами и типом конституции у лиц женского пола 13-25 лет//Сборник научных трудов «Актуальные проблемы морфологии». Красноярск. — 2004. — С. 187-191.

158. Моно Г. Энергетические затраты у человека // Физиология труда. — М.Медицина, 1973. С.125-170.

159. Никитюк Б.А. Изменение размеров тела за последние сто лет// Вопр.антропол. 1972. — Вып.42. — С. 78-94.

161. Никитюк Б. А. Конституция и онтогенез // Дифференциальная психофизиология и её генетические аспекты. -М., 1975. — С.226-229.

166. Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. М., 1978. — 144 с.

168. Никитюк Б.А., Козлов А.И. Новая техника соматотипирования // Новости спорт, и мед. антропол. М., 1990. -Вып.З. — С. 121-141.

169. Никитюк Б.А., Корнетов Н.А. Интегративная антропология. — Томск, 1999.- 182 с.

172. Николаев В.Г. Роль интегративной антропологии в мониторинге здоровья населения// Матер, конф. «Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии». М. — 2003. — С. 23-25.

173. Николаев В.Г. Состояние, проблемы и перспективы интегративной антропологии// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы интегративной антропологии». -Красноярск. 2002. — Т.1 — С. 4-12.

181. Нор-Аревян К.А. Характеристика анатомических компонентов соматотипа женщин юношеского и первого зрелого возраста в норме и при осложненной беременности. Автореф. дис. .кандидата мед.наук. -Волгоград. 2003. — 30 с.

183. Панасюк Т.В., Изаак С.И., Тамбовцева Р.В. Наследственная обусловленность соматотипа и её реализация в онтогенезе// Материалы 4 Международного конгресса по интегративной антропологии. СПб. — 2002. — С. 272 — 274.

185. Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных достижений М.: Физк. и спорт, 1974.-231 с.

189. Поповян К.Л., Кондрашев А.В., Дроботя Н.В. Конституциональные особенности показателей внешнего дыхания у здоровых людей. Сборник научных трудов «Актуальные проблемы морфологии». — Красноярск. — 2004. -С. 221-223.

190. Прусов П.К. новый индекс определения масо-ростового соотношения у мальчиков-подростков// Педиатрия. 2000. — № 2. — С. 26-29.

194. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.-М.: Наука, 1979.-351 с.

195. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-типологических различий. М., 1970. — 352 с.

196. Русалов В.М. О двух конституциональных координатах // Вопр. антропол. 1967.-Вып.26. — С.63-75.

198. Саливоп И.И., Полина Н.И., Марфина О.В. Детский организм и среда. -Минск: Наука и техника, 1989.-269 с.

200. Самойлов А.Ф. И.М.Сеченов и его мысли о роли мышц в нашем познании природы // Изб. статьи и речи. М.: АН СССР, 1946. — С.43-70.

204. Смирнова Н.С. Некоторые методические аспекты возрастной соматической изменчивости у взрослых// Вопросы антропологии. — 1978. — Вып.79. С. 118-130.

205. Смольякова Н.И. Соматический тип и функциональный статус системы кровообращения девочек-подростков. Соматические типы и соматотипирование: сборник научных трудов. Смоленск: СГИФК, 2000. -С. 113-115.

207. Соколов В.В., Аксенова О.А.Некоторые особенности расположения жировой и мышечной масс у представителей различных соматотипов Юго

219. Сулимов А.А.,Чернякова О.Ю. Типовой подход к физическому совершенствованию школьников: Методическое пособие. Смоленск, 1998. — 35 с.

228. Фрисанчо A.P. Рост и развитие детей в высокогорных популяциях // Биология жителей высокогорья. -М.: Мир, 1981. С.135-194.

230. Хит Б. Современные методы соматотипирования. 4.1. // Вопр. антропол. 1968. — Вып.29. — С.20-40.

231. Хит Б., Картер Д. Современные методы соматотипирования. 4.2. // Вопр. антропол. 1969. — Вып.ЗЗ. — С.60-79.

232. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. -М.: Изд-во МГУ. 1990. — 152 с.

236. Чаплыгина Е.В. Характеристика анатомических компонентов, определяющих соматотип детей первого периода детства в норме и при дисфункции некоторых эндокринных желез: Автореф.дисс.канд.мед.наук. — СПб. 1996.-22 с.

237. Чернецов М.М. Анализ корреляционной взаимосвязи морфофункциональных показателей детей младшего школьного возраста//Проблемы возрастной и спортивной антропологии. Смоленск -2005.- С. 154-157

238. Чтецов В.П. Конституция человека // Морфология человека. М.: Изд-во МГУ, 1983.-С. 320.

240. Чтецов В.П. Соматические типы и состав тела у мужчин и женщин: Автореф. дисс. докт. биол. наук. М., 1978. — 39 с.

241. Чтецов В.П. Состав тела человека// В сб.: Антропология. 1969 (Итоги науки. ВИНИТИ АН СССР). М: Наука. 1970. — С.5-64.

245. Шапаренко П.Ф. Принципы пропорциональности в соматогенезе. Винница. 1994.-225 с.

247. Шарайкина Е.Н. О неопределенном соматотипе.// Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы морфологии». Красноярск. — 2004. — С. 284-285.

248. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Физк. и спорт., 1984. — 150 с.

249. Шевкуненко В.Н. О конституциональных факторах // XIX съезд Россий. хир.-Л., 1928. С.147-148.

250. Шевкуненко В.Н. Основания для установления типов конституции // Тез. XVII съезда Россий. хир. Л., 1925. — С.396-397.

251. Шевкуненко В.Н., Геселевич A.M. Типовая анатомия человека. — Л.: ОГИЗ-Биомедгиз, 1935.-232 с.

252. Шмелев Б.П., Жосанов Ю.С. О самостоятельной работе студентов // Новости спорт, и мед. антропол. -М., 1990. Вып.З. — С.101-102.

253. Штефко В.Г., Островский А.Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов. Л.: Биомедгиз, 1929. — 79 с.

254. Шукаева А.В. Морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста// Международный сборник научных трудов «Морфобиомеханические и соматодиагностические особенности адаптивной физической культуры». Смоленск: СГИФК. — 2002. — С. 95-98.

255. Щедрин А.С. Понятие нормы в оценке антропологических показателей // Современ. пробл. мед. антропол. Тюмень, 1990. — С.68-70.

270. Bradshaw M.K., Pfeiffer S. Feeding mode and antropometric changes in primaras // «Hum. Biol.» 1988. — V.60. — № 2. -P.252-261.

271. Casey V.A., Dryer J.T., Coleman K.A. et al. // Amer. J. clin.Natur. 1992. -Vol. 56.-P. 14-18.

275. Conrad K. Der Konstituonstipus als genetisches Problem. Berlin. — 1941. -S.1-120.

276. Conrad K. Konstitution // Psychiatrie der Genenwart. Berlin, 1967. — Bd.l. — S.71-140.

277. Cosseddu G.G., Fenu A., Floris G. Some anthropometric indices //Anthropol. Contemp. 1985. — V.8, № 3. — P.237-244.

280. Drabik J. Rozwoj fizyczny dzieci i mlodziezy trojmiasta w wieku od 8 do 19 lat // Pediat. pol. 1989. — V.64. — N 7. — P.483-490.

284. Finger G., Harbeck R. Ueber einige morphologische Daten 20 jahriger // Manner. Homo-1961.-N 12. S.65-107.

285. Floris G., Murgia E., Sancin G.M. II menarca in Sardegna: nuovi dati // Antropol. contemp 1991. — V.14.-№ 1-3.-P.61-69.

288. Frisancho A.R., Flegel P.N. Advanced maturation associated with cenripetal fat pattern // Hum. Biol. 1982. — V.54. -P.485-494.

293. Gould S.I. Allometry and size in ontogeny and phylogeny // Biol. Revs. -1966. V.41. -№.4. — P.587-639.

294. Guidotti A., Capecchi V. Nuovi orientamenti in antropometria // Antropol. contemp. 1991. — V.14. — № 1-3.-P.105-107.

300. Hunt E.E. Barton W.H. Longitudinal study of human somatotypes //Amer J. Phys. Anthropol, 1959. Vol. 17, №1. — P. 27-35.

302. Kanefuji K., Shohoji T. On a grown model of human height // Growth, Development, Aging. 1990.-V.54, N 4.-P.155-164.

307. Knussman R. Entwicklung, Konstitution, Geschlecht. // In. Humangenetik. -1968. -Bd.l -№ 1. S.356-394.

308. Knussman R. Makrosomie Mikrosomie als korperbautypologische Variationsreihe //Homo. — 1961. -Bd.12. -№ 1. — S.l-16.

310. Kretschmer E. Korperbau und Charakter. Berlin, 1921. — S.4-23.

311. Kretschmer E. Korperbau und Character Berlin: Springer, 1955. — 117s.

315. Marcusson H. Das Wachstum von Kindern und Jugendlichen in der DDR. -Berlin, 1961. -S. 12-18.

316. Martin R. Zehrbuch der Antropologie Stuttgart. 1928. — 420 s.

318. Munroe R.A., Clarke H.H., Heath B.H. A somatotype method for young // Amer. J. Anthropol. 1969. -V.30. -№.2. — P. 195-201.

319. Must A., Jacgues P.S., // New. Engl. J. Med. 1992. — Vol. 327. — P. 13501355. Dallal G.E. et al.

320. Ness R. Adiposity and age of menarhe in hispanic Women // Amer. J. Hum. Biol. 1991.-V.3.-№ 1. -P.41-47.

322. Omelka F., Bystry J. Somatotypes and body height dimensions of children aged from 9 to 18 //Antropol. 1987. — V.10. -№ 1-2. — P.29-35.

327. Parnell R. Behaviour and Physique. London, 1958. — 134 p.

329. Radev A.J. Somatotype and proportionality of the body development in men // Докл. Болг. АН. 1985. — T.38. — № 8. — С. 1101-1104.

330. Rauber A.A., Kopsch F. Anatomie des Menschen. 1940. — Bd. 1. — 324 s.

335. Shann F. Nutrional indices: Z, centile, or percent? //Lancet. 1992. — № 1184. -P. 256-557.

336. Sheldon W.H. The varieties of human physique. An introduction to constitutional phychology. N.Y., 1940. -347 p.

343. Steele M.F., Chenier T.C. Arm-span, height, and age in Black and White Women // Ann. Hum. Biol. 1990. — V. 17. — № 6. — P.533-541.

345. Stoudt H.W., Damon A., McFarland R.A. Heights and weights of white Americans // Human. Biol. 1965. — V.32. — P.331-341.

346. Stuart H.C., Meredith H.V. Use of body measurements in the school Health Program // Amer. J. Publ. Health. 1946. — №36.

347. Tanner I.M. Human biology (an introduction to human evolution, variation and growth). -N.Y.: Oxf. Univ. Press, 1964. -P.64-79.

354. Withers R.T., Crag N.P., Norton K.J. Somatotypes of south Australian male athletes // Hum. Biol 1986. — V.58. — №3. — P. 337-356.

356. Wyslouchowa B. Rodzinne podobienatwo budowy ciala-Mater i prace athrop // Zakl. anthrop. PAN. 1966. — № 73. — P.25-40.

Глава Минздрава Вероника Скворцова спрогнозировала продление периода детства в России до 30 лет. Сейчас принято считать, что детство заканчивается в 21 год.

«Детство, которое на начало Великой Отечественной войны составляло 14 лет, в 60-е годы — 16 лет, сейчас во всем мире — 21 год, а в перспективе это будет не менее 25–30 лет», — рассказала Скворцова. По ее словам, подобная тенденция существует во всем мире.

Закономерно будет увеличиваться и период зрелого возраста, продолжает министр. Он прибавит ровно столько, на сколько увеличится детство.​ «Долго умирать невозможно, значит, главный вектор нашего развития — удлинение периода детства и активного взрослого возраста», — отметила Скворцова.

В России с 1965 года действует периодизация Академии педагогических наук СССР. Согласно ей, раннее детство у человека начинается с 1 года до 2 лет, затем с 3 до 7 лет длится первый период детства. С 8 до 12 для мальчиков и с 8 до 11 для девочек продолжается второй период детства. Подростковый возраст, по определению советских ученых, длится с 13 до 16 лет для мальчиков и с 12 до 15 лет для девочек. После начинается юношеский возраст, для мальчиков он продолжается до 21 года, для девочек до 20.

Период младенчества.

Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

Период раннего детства.

В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: «ребенок – предмет – взрослый».

Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» — главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

Старший дошкольный возраст (5 — 7 лет).

Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, опрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.

Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други

В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 — 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко. Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.

5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель — «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.

6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).

Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже «взрослый». С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы «нарушить границы», не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее «чувство взрослости» подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы. Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальных отношений). Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Осознание себя в качестве члена общества является необходимой ступенькой к самоопределению, к пониманию своего места в мире. У ребенка происходит быстрое расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Подросток старается конкретизировать свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить значимость той или иной социальной позиции. Нравственные представления в этот период превращаются в развитую систему убеждений, которая приносит качественные сдвиги во всей системе потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!

Купить игрушки для малышей>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *