Стихи оттепель

Оттепель (1948)
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
В клочьях разорванной тучи
Блещет осколок луны.
Сосен тяжелые сучья
Мокрого снега полны.
Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
читает В. Балашов
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903, Казань — 1958, Москва), поэт. Окончив реальное училище в городе Уржуме Вятской губернии, поступил на медицинский факультет Московского университета; снимал вместе с земляками комнату в Тёплом переулке, посещал лекции в Политехническом музее, постановки в театре В. Э. Мейерхольда, диспуты в литературном кафе «Домино», где выступали В. В. Маяковский, С. А. Есенин, В. Г. Шершеневич и др. После первого же семестра, оставив учёбу из-за голода, вернулся в Уржум. После окончания Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена (1925, отделение языка и литературы) и недолгой службы в армии занялся литературной деятельностью, войдя в ленинградскую группу «обэриутов» как оригинальный поэт-авангардист. После выхода в свет сборника «Столбцы» и поэмы «Торжество земледелия» подвергся жестокой критике, отягощённой политическими обвинениями; в 1938 году был арестован органами НКВД и отправлен в лагеря Дальнего Востока и Алтайского края. В 1944 году освобождён, вскоре вместе с приехавшей к нему семьёй перебрался в Караганду. Благодаря хлопотам многих видных писателей, в том числе московских (В. А. Каверина, П. Г. Антокольского, Н. Н. Асеева, С. Я. Маршака, Н. С. Тихонова, А. А. Фадеева, К. И. Чуковского, В. Б. Шкловского, И. Г. Эренбурга и др., ходатайствовавших за Заболоцкого и во время ссылки), с января 1946 года получил возможность жить в Москве (под негласным наблюдением органов госбезопасности). С весны 1946 до июля 1948 года семья Заболоцких жила в подмосковном посёлке Переделкино — сначала на даче писателя В. П. Ильенкова, затем — Каверина. Здесь Заболоцкий редактировал привезённые из Караганды переводы «Слова о полку Игореве» и др., возобновил занятия поэзией. С 1948 года Заболоцкий жил на Беговой улице (д. 1а; ныне — Хорошёвское шоссе, д. 2/1). В 1951 году, в период новых политических репрессий, получил предписание в десятидневный срок покинуть столицу; остался в Москве благодаря вмешательству Фадеева и Тихонова. В 1956—1958 годах — время «оттепели» — создал около половины всех произведений московского периода; в 1957 году в Москве вышел наиболее полный прижизненный сборник сочинений Заболоцкого. В стихах этих лет появились ранее не свойственные поэту душевная открытость, иногда автобиографичность («Слепой», «В этой роще берёзовой», цикл «Последняя любовь»), обострённый психологизм («Жена», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка» и др.), злободневные политические мотивы («Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек»). Переводил произведения грузинских поэтов (Г. Орбелиани, Важа Пшавела, Д. Гурамишвили и др.), осуществил полный перевод «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели, работал над переводом «Песни о Нибелунгах» и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

15 апреля – день рождения «Современника». Театру исполняется 64 года. Одно из правил жизни театра Галина Волчек– художественный руководитель театра на протяжении 48 лет, одна из основателей «Современника» — сформулировала так: «Чтобы оставаться сильными, трудности нужно преодолевать не в одиночку, а сообща». Следуя собственным традициям, коллектив «Современника» отметит свой день рождения, собравшись вместе.

Это будет проект «СНОВА ОТТЕПЕЛЬ. ПОЭЗИЯ ВРЕМЕНИ». Его инициатором стал сегодняшний художественный руководитель театра Виктор Рыжаков, сказав, что именно сегодня, «когда весь мир переживает трагические события, когда мы не можем встретиться в театре, находясь в самоизоляции, именно сегодня важно быть вместе не только друг с другом, но и со зрителями».

О потребности в этой обратной связи между театром и его зрителями «Современник» знает не понаслышке. Последний спектакль на Чистых прудах сыграли 16 марта, а уже 18 марта в социальных сетях и на сайте театра состоялась премьера антивирусного онлайн-проекта «Доктор Чехов»».С тех пор каждый вечер ровно в 19.00 – время начала спектакля – появляется новая запись, сделанная артистами дома. Короткие рассказы А.П. Чехова уже прочли Марина Неелова, Алена Бабенко, Виктория Толстоганова, Сергей Гармаш, Владислав Ветрови другие артисты театра, к которым присоединился друг «Современника» Гарик Сукачев. Каждый вечер «Доктора Чехова» смотрят десятки тысяч людей. Причем не только в Москве, не только в России, но по всему миру. Театр получает отзывы из множества стран мира – от Австралии до Соединенных Штатов Америки.

Днем рождения театра его создателями было решено считать первую встречу со зрителями. Именно 15 апреля 1956 года на учебной сцене Школы-студии МХАТ был сыгран первый спектакль. Это были «Вечно живые», поставленные Олегом Ефремовым по пьесе Виктора Розова. Он начался ровно в полночь.

В это же время – в полночь 15 апреля – на сайте театра стартует проект «Снова оттепель. Поэзия времени». Он состоит из более ста видео, записанных артистами «Современника» дома. Здесь можно будет услышать стихи и прозу легендарного для истории и культуры страны времени. В театре выбрали именно эту тему для празднования дня рождения не только потому, что время создания театра пришлось на середину 1950-х. Внутренней темой обращения к этому времени стала уверенность, что после каждой холодной зимы обязательно наступает весна, и начинается она с оттепели. В театре на Чистых прудах верят, что это время вот-вот наступит.

Видео проектов «Снова Оттепель. Поэзия времени» и «Доктор Чехов» будут доступны на сайте театра до окончания периода карантина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *