В практике наиболее часто используется деление восстановительных средств на три основные группы, комплексное использование которых и составляет систему восстановления: педагогические, медикобиологические и психологические.
Педагогические средства можно считать наиболее действенными, поскольку, какие бы эффективные медико-биологические и психологические ни применяли, они могут рассматриваться только как вспомогательные, содействующие ускорению восстановления и повышению спортивных результатов только при рациональном построении тренировки. Для достижения адекватного возможностям организма тренировочного эффекта необходимо:
- • рациональное планирование тренировки, т. е. соответствие нагрузок функциональным возможностям организма;
- • рациональное сочетание общих и специальных средств;
- • оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро-, макро- и мезоциклов;
- • широкое использование переключений деятельности спортсмена;
- • введение восстановительных микроциклов;
- • использование тренировки в среднегорье и высокогорье;
- • рациональное построение общего режима жизнедеятельности;
- • правильное построение отдельного тренировочного занятия, создание эмоционального фона тренировки;
- • индивидуально подобранная разминка и заключительная часть занятий;
- • использование активного отдыха и расслабления.
В спортивной тренировке помимо педагогических широко используются и медико-биологические средства восстановления, к числу которых относятся: рациональное питание, физио- и гидропроцедуры; различные виды массажа; прием белковых препаратов, спортивных напитков; использование бальнеотерапии, локального отрицательного давления (ЛОД, баровоздействие), бани-сауны, оксигенотерапии, кислородных коктейлей, адапгогенов и препаратов, влияющих на энергетические процессы, электростимуляции, аэронизации и др. Действие этих средств направлено на восполнение затраченных при нагрузке энергетических и пластических ресурсов организма, восстановление витаминного баланса, микроэлементов, терморегуляции и кровоснабжения, повышение ферментной и иммунной активности и тем самым не только облегчение естественного течения процессов восстановления, но и повышение защитных сил организма, его устойчивости по отношению к действию различных неблагоприятных и стрессовых факторов. Кроме всего вышеуказанного к медико-биологическим средствам восстановления специалисты относят сбалансированное питание, фармакологические препараты (исключая запрещенные) и витамины. Большое значение имеет соблюдение гигиенического режима дня, последовательное чередование его составляющих (сон, питание, работа, спортивные занятия).
Для управления психическим состоянием и снятия нервно-психического напряжения спортсменов специалисты рекомендуют следующие средства: внушение, сон-отдых, аутогенную тренировку, психорегулирующую тренировку, активирующую терапию, приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения, комфортные условия быта с введением отвлекающих факторов и исключением отрицательных эмоций, разнообразные виды интересного досуга с учетом индивидуальных наклонностей спортсмена, особенно при комплектовании команд в предсоревновательном периоде и др.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тац Самуель, Каймо-Лейбо, 2004 год
1. Агаджанян Н.А. Предисловие редактора перевода // Биологические ритмы. М.: Мир, 1984. — Т. 1. — С. 5-8.
3. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1979.- 176 с.
4. Агаджанян Н.А., Миррахимов М.М. Горы и резистентность организма. -М.: Наука, 1970.-184 с.
5. Адаптация физиологическая // Большая советская энциклопедия. М., 1969.
6. Алабин В.Г., Муллагильдина А.Я. Балет и спорт // Теория и практика физической культуры. М., 1991. — №10. — С. 33-37.
7. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М.: Физкультура и спорт, 1982. -191 с.
8. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. -64 с.
9. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М.: «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2002. — 590 с.
10. Амосов Н.М. и Брендет Н.А. Физиология активности и сердца. Киев: Здоровья, 1975. — 255 с.
11. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. -СПб.: БПА, 1998.-148 с.
12. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-448 с.
13. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. -СПб.: «Питер», 1992. 142 с.
16. Апчел В.Я. Точечный массаж в спортивной практике: Учебно-методическое пособие. СПб.: ВИФК, 1992. — 106 с.
17. Аронов Д.М. Длительные физические тренировки больных, перенесших инфаркт миокарда // Современные достижения в реабилитации больных инфарктом миокарда. М., 1983. — С. 111-154.
18. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд. — М.: Медицина, 1990. — 192 с.
20. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 296 с.
22. Баландин В.И. (редактор). Физиология физической подготовки и военного труда: Учебник. Л.: ВИФК, 1991.-270 с.
26. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 177 с.
27. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. М.: Медицина, 1983. — 326 с.
28. Белая Н.А., Журавлева А.И. Методы восстановления общей и специальной работоспособности спортсменов // Тезисы 3-го Всероссийского съезда по ЛФК и спортивной медицины. Свердловск, 1986. — С. 95.
30. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развития. М.: Физкультура и спорт, 1991.-288 с.
31. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. — 34 с.
32. Борилкевич В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности. Л.: ЛГУ, 1982. — 97 с.
34. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренированности. -Л.: Наука, 1981.- 155 с.
35. Виру А.А., Кырге П.К. Гормоны и спортивная работоспособность. -М.: Физкультура и спорт, 1983. 158 с.
36. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 142 с.
38. Вуд Г. О дирижировании. М., 1958. — 24 с.
39. Галичаев М.П. Физическая культура музыканта. Ростов-на-Дону: РГУ, 1996.- 148 с.
40. Гаркави JI.X., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону: РГУ, 1979. — 128 с.
43. Грацианская JI.H., Гринберг А.В., Элькин И.А. Профессиональные заболевания рук от перенапряжения. JL: Медицина, 1963. — 46 с.
51. Давыдовский И.В. Приспособительные процессы в патологии // Вестник АМН СССР, 1962. №4. — С. 36-39.
52. Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. М.: Физическая культура и спорт, 1980. — 296 с.
53. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. -277 с.
54. Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М.: Физическая культура и спорт, 1987. — 63 с.
55. Долгопятов Д.Я. Укрепляйте нервы. М.: Советский спорт, 1991. -40 с.
58. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1991.-206 с.
59. Егоров А.С., Загрядский В.П. Психофизиология умственного труда. -Л.: Наука, 1973.-132 с.
60. Журавлёва А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство. М.: Медицина, 1993. — 432 с.
61. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979.- 149 с.
62. Ильин Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека: Автореферат дисс. докт. пед. наук. Л., 1968. — 32 с.
63. Кемпион К. Я всегда в форме. Как быть здоровой и счастливой в любом возрасте. Минск: Интер Дайджест, 1998. — 334 с.
64. Корлякова С.Г. Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. — 21 с.
65. Косилов С.А. Работоспособность человека и пути её повышения. М.: Знание, 1955.-40 с.
67. Крупко И.Л. Основы травматологии. Л.: ВМА, 1967. — 494 с.
68. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
70. Леман Г. Практическая физиология труда (Перевод с немецкого). М.: Медицина, 1967. — 336 с.
71. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М.: Наука, 1986. — 575 с.
72. Линдеман X. Система психофизического саморегулирования: неизвестные силы в нас. М., 1992. — 101 с.
74. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976. — №1. — 303 с.
75. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.
76. Майоров В., Тац Ш. Руки музыканта. Каунас: Gabyos, 1996. — 104 с.
77. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. — С. 3-16.
78. Медведев В.И. и Парачёв A.M. Терминология инженерной психологии.-Л.: ВМА, 1971.- 112 с.
80. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. — 274 с.
81. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
82. Миронова З.С., Морозова Е.М. Спортивная травматология. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 152 с.
83. Мозжухин А.С. Физиологические резервы спортсмена: Лекция. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1979. — 15 с.
84. Мозжухин А.С. Проблема резервов в физиологии спорта // Физиологические механизмы адаптации спортсменов к работе различного вида, мощности и продолжительности: Сборник научных работ кафедры физиологии. JL: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1980. — С. 5-22.
88. Надиров Л. На стыке трех реформ // Советский балет. М., 1990. -№3(52).-С. 11-13.
89. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
90. Нестеров А.А., Щуров А.Г. Движение ради здоровья. Л.: ВИФК, 1987.-98 с.
91. Николаева Л.Ф. Актуальные вопросы реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда // Кардиология, 1984. №12. — С. 5-11.
92. Николаева Л.Ф., Аронов Д.М. Реабилитация больных инфарктом миокарда в больничную фазу // Кардиолоия, 1984. №12. — С. 104-109.
93. Норбеков М., Хван Ю. Тренировка тела и духа. СПб.: «Питер», 2000. -157 с.
94. Павлов С.Е., Кузнецова Т.Н. Методика применения физиотерапевтических средств в тренировочном процессе пловцов: Методическая разработка для преподавателей и студентов. М.: РГАФК, 1997. — 52 с.
96. Панов А.А. О профессиональной прикладности физического воспитания студентов дирижерского отделения вузов культуры и искусства // Теория и практика физической культуры. М., 1974. — №4. — С. 22-24.
97. Петленко В.П. Основные методологические проблемы медицины. -Л.: Медицина, 1982. 140 с.
98. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб.: БПА, 1999. — 124 с.
100. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 286 с.
101. Платонов В .Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровья, 1988. — 215 с.
102. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. — 216 с.
103. Розенблат В.В. Проблема утомления М.: Медицина, 1975. — 238 с.
104. Рязанцев А.А. О формах физической культуры в подготовке музыкантов: Материалы научно-методической конференции по физическому воспитанию студентов вузов искусства и культуры. Астрахань: МК РСФСР АГК, 1990.-С. 23-24.
105. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. (Пер. с англ.). М.: Медгиз, 1960.-254 с.
106. Сейфулла Р.Д., Анкудинова И.А. Допинговый монстр. М.: Физкультура и спорт, 1996. — 223 с.
107. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. М.: Физкультура и спорт, 1994. — 160 с.
108. Трифонов Ю.Н., Попов С.Н., Тюрин A.M., Кудряшов О.Н. Спортивный массаж. Д.: ВИФК, 1971. — 105 с.
110. ИЗ. Тыкочинская Э.Д. Основы иглорефлексотерапии. М.: Медицина, 1980.-343 с.
111. Унесталь Я.Э. Да, ты можешь! СПб., 1995. — 114 с.
112. Унесталь Я.Э. Не упусти шанс! СПб., 1996. — 24 с.
113. Фельденкрайз М. Осознание через движение. М. — СПб: Институт общегуманитарных исследований, 2000. — 151 с.
115. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 320 с.
116. Хилл Н. Думай и богатей. Киев: Молодь, 1993. — 159 с.
117. Чеботкевич Е.В. Рефлексия музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствования педагога: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Самара, 2000. — 24 с.
118. Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. М.: Медицина, 1977. — 174 с.
120. Швыгина Н.В., Валеев Н.М. Реабилитация спортивной работоспособности юных легкоатлетов после повреждений мягких тканей нижних конечностей // Бюллетень №4 центральной олимпийской академии. М.: РГАФК, 1998. -С. 160-165.
121. Шпагин Ю.А. Общее определение и структура понятия «физическая работоспособность человека» // Вопросы общей и специальной работоспособности спортсмена. Л., 1974. — С. 75-78.
122. Щуров А.Г. (редактор) Лечебная физическая культура: Учебно-методическое пособие. СПб.: ВИФК, 1994. — 145 с.
123. Юровский С.Ю. (составитель). Гармония здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 80 с.
124. Яковлев Н.А. Химия движения. Молекулярные основы мышечной деятельности. Л.: Наука, 1979. — 190 с.
129. Garbourg Paula. The Secret of the Ring Muscles // Avery Publishing Group. Garden City Park. New York, 1997. 157p.
131. Hettinger Th. Der Sportarzt vereinigt mit Sportmedizin, 1961. №2. — P. 3244.
134. John E., Sarno M.D. The Mindbody Prescription. Healing the body, healing the pain // Warner books, Inc. New York, 1998. — 210 p.
135. Kapel Priscilla. The body says yes // ACS Publications, Inc. San Diego, California. 1987. -343 p.
136. Kogan B.A. Man in a changing environment. New York: Harcourtetc, 1974. -790 p.
139. Maitland Jeffrey. Spinal Manipulation Made Simple // North Atlantic Books. -Berkeley, California.2001. 164 p.
144. Stone Randolph. Polarity Therapy. Volume one. // CRCS Publications. — Nevada USA, 1986.-112 p.
146. Tom & Carole Valentine. Applied Kinesiology // Healing Arts Tress. Rochester, Vermont, 1987. — 144 p.
147. William J. Faber, D.O. and Morton Walker, D.P.M. Pain, Pain Go Away // ISHI Press International, 1993. 336 p.